Информатика (кафедра прикладной математики). Прикладная информатика в экономике Информационные технологии, офисные программы

Продолжаем цикл интервью с наиболее активными участниками академической программы BaseGroup Labs.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет представляет к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной информатики и статистики Прокопенко Наталья Юрьевна (доклад Н.Ю. Прокопенко с III межвузовской конференции преподавателей доступен ).

ННГАСУ вступил в академическую программу BaseGroup Labs в 2007 году по инициативе кафедры прикладной информатики и статистики. Информация о кафедре представлена в карточке вуза.

Наталья Юрьевна, расскажите историю знакомства кафедры с программными продуктами BaseGroup Labs.

Понимание необходимости подготовки специалистов в области анализа данных было продиктовано временем. Термины «анализ данных», «методы искусственного интеллекта» все чаще стали появляться в литературе и в Интернете, большое количество русскоязычной литературы стало обращаться к теоретическим и организационно-методическим вопросам разработки и применения интеллектуальных информационных систем в экономике. Термин «искусственный интеллект» был включен в государственный образовательный стандарт Российской Федерации. В учебных планах университетов появились учебные дисциплины, такие как «Интеллектуальные информационные системы», «Интеллектуальные методы анализа данных». В связи с необходимостью введения в учебный план данных дисциплин и организации сотрудничества с соответствующими работодателями кафедрой был приглашён сотрудник Нижегородской компании BIGroup Labs (имела статус партнера BaseGroup Labs), который читал лекции и вел практические занятия со студентами, используя АП Deductor. Благодаря сотрудничеству с этой компанией, появились первые дипломные проекты и научно-исследовательские работы студентов в области анализа данных.

По итогам этой работы в дальнейшем на кафедре было определено в качестве одного из ключевых направлений специализации студентов направление «бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта». Для этого в учебные планы бакалавров и магистров были введены специальные дисциплины. Тематика бизнес-аналитики официально закреплена как одна из основных при выборе тем выпускных квалификационных работ.

В это же время компания BaseGroup выступила с академической инициативой: открыла электронный учебный центр, где предложила самые современные курсы по анализу данных и анонсировала свободно распространяемую версию аналитической платформы Deductor Academic, а также организовала возможность электронного обучения и сертификации для преподавателей вузов. В результате в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве были получены методические материалы вместе с практическими примерами, необходимые для обучения студентов, был пройден полный курс электронного обучения и получен статус сертифицированного аналитика Deductor.

Как построены учебные планы с точки зрения изучения дисциплин, связанных с анализом данных? В каких дисциплинах используется аналитическая платформа Deductor?

Н.Ю.: Для того чтобы студенты направления «Прикладная информатика» (профиль – Прикладная информатика в экономике) могли свободно пользоваться современными аналитическими информационными технологиями, учебный план составлен так, чтобы последовательно осваивать направление «бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта», опираясь как на специальные дисциплины, так и на дисциплины информатики вообще. Для освоения бизнес-аналитики, кроме базовых разделов в дисциплинах «математика» и «теория вероятностей и математическая статистика», введены специальные учебные дисциплины:

  • программные средства статистического анализа,
  • методы искусственного интеллекта,
  • системы поддержки принятия решения,
  • логическое программирование,
  • программирование искусственного интеллекта»,

а также ряд дисциплин для магистров:

  • методы бизнес-аналитики,
  • бизнес-аналитика в практике предприятий,
  • методы и системы анализа и прогнозирования на основе статистической информации.

Главная цель этих дисциплин – получение базовых знаний в области интеллектуальных информационных систем, изучение методов и средств интеллектуального анализа данных, приобретение навыков работы с инструментами Data Mining. Основными задачами являются:

  • знакомство с современными подходами к анализу экономической информации, основанными на концепции извлечения знаний из баз данных;
  • изучение современных методов и технологий, ориентированных на управление знаниями – хранилищ данных, многомерных отчетов, методов и моделей Data Mining;
  • практические приложения методологии интеллектуальных систем для решения экономических задач.

Для обучения студентов направления «Прикладная информатика» в качестве универсальной моделирующей среды для создания прикладных решений в области анализа данных используется Deductor Academic. Первое знакомство с АП Deductor и приобретение базовых навыков работы с ней происходит на втором курсе бакалавриата в рамках дисциплины «Методы искусственного интеллекта». Более углубленное изучение возможностей платформы продолжается на третьем курсе при изучении дисциплины «Системы поддержки принятия решений». Для тех выпускников ННГАСУ, которые хотят продолжить научную карьеру, открыты двери магистратуры по прикладной информатике в аналитической экономике. Магистранты, выполняя задания по предметам «Методы бизнес-аналитики» и «бизнес-аналитика в практике предприятий», используют уже профессиональную версию аналитической платформы (три ключа Deductor Professional были получены нашими студентами за победу в конкурсе выпускных работ).

Возможности профессиональной версии (интеграция с 1С, с различными СУБД, автоматизация выполнения сценариев обработки данных через пакетный режим) способствовали расширению тематики бакалаврских и магистерских выпускных работ, а также позволило студентам участвовать в различных конкурсах и научных конференциях.

При разработке учебных задач многие преподаватели сталкиваются с проблемой поиска исходных данных. Подобные затруднения зачастую возникают и у студентов при написании учебных, научных и выпускных квалификационных работ. Какие источники данных используются на кафедре прикладной информатики и статистики ННГАСУ?

Н.Ю.: Особенностью дисциплин направления «Бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта» является то, что практические работы должны быть выполнены на реальных данных. При организации практических и лабораторных занятий используются в наборы данных, специально подготовленные для максимальной демонстрации возможностей методов анализа, предоставленные компанией BaseGroup в рамках академической программы. Кроме того, уже накоплена своя база данных, которые мы используем для разработки индивидуальных заданий для курсовых и дипломных проектов. Это результаты социологических и маркетинговых опросов, базы данных, выгруженные из 1С и других учетных систем, полученные студентами во время прохождения производственной и преддипломной практики, интернет-данные, собранные с использованием технологии парсинга. На новых данных мы разработали методические указания по решению различных задач, в которых используются возможности АП Deductor: ХД, очистка данных, OLAP, Data Mining, а также издали два учебных пособия «Информационные технологии анализа данных (аналитические информационные системы поддержки принятия решений на базе Deductor Studio Academic 5.2)» и «Системы поддержки принятия решений на базе Deductor Studio Academic 5.3».

На ваш взгляд как ученого-математика и преподавателя с большим стажем, каковы основные особенности реализации математических методов в Deductor? Насколько доступны пониманию студентов работа алгоритмов и полученные результаты?

Н.Ю.: Основная особенность Data Mining – это сочетание широкого математического инструментария (от классического статистического анализа до новых методов машинного обучения) и последних достижений в сфере информационных технологий. В технологии Data Mining объединились строго формализованные методы и методы неформального анализа, т.е. количественный и качественный анализ данных.

Изучая в рамках дисциплины «Методы искусственного интеллекта» такие модели, как искусственные нейронные сети, деревья решений, ассоциативные правила, логистическую регрессию, кластеризацию, мы большое внимание на занятиях уделяем именно алгоритмам, используемым в этих моделях. Решаем задачи, на которых студенты разбираются с работой алгоритма обратного распространения ошибок при изучении нейронных сетей, с работой алгоритмов k-средних и k-медианы при кластеризации, как работает алгоритм Apriori при генерации ассоциативных правил; генетические алгоритмы. А вот программную реализацию этих алгоритмов, мы заменяем лабораторными занятиями с АП Deductor. В нем реализованы практически все модели Data Mining и современные технологии анализа структурированных данных. Использование самообучающихся методов и мастеров для настройки позволяют осваивать учебный материал студентам со стандартной математической подготовкой, а множество имеющихся там способов визуализации данных (граф нейронной сети, сети Кохонена, деревья решений, рок-диаграмма, таблица сопряженности и многие другие) значительно облегчают восприятие студентами содержания решаемых бизнес-задач. Благодаря доступности и наглядности методов анализа данных, реализованных в Deductor, студентам остается главным образом творческая работа: изучение предметной области, выбор методов решения, интерпретация результатов.

Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных в Deductor.

Н.Ю.: Уже более десяти лет кафедра активно ведет научно-исследовательскую работу со студентами в области бизнес-аналитики и систем искусственного интеллекта. За это время на основе аналитической платформы Deductor студентами МИЭПМ получены интересные аналитические решения, оформленные в виде выпускных квалификационных работ: «Анализ и прогнозирование макроэкономических региональных показателей Нижегородской области»; «Создание хранилища данных и аналитической отчетности для нижегородской детской областной больницы»; «Разработка системы прогнозирования результатов спортивных состязаний»; «Разработка автоматизированной информационной системы принятия инвестиционных решений на базе АП Deductor»; «Применение современных информационных средств и технологий для решения задач экологического мониторинга Нижегородской области» и много других.

Нашими студентами и выпускниками были получены интересные аналитические решения для ряда нижегородских компаний «Нижегород Металл» и «НПН», ООО «ФорматСервис», нижегородского филиала ОАО «Сады Придонья». Компания «Нижегород Металл» специализируется на оптовой и розничной торговле металлопрокатом. «НПН» – крупнейшая оптово-логистическая структура города Нижний Новгород, специализирующаяся на оптовой реализации автозапчастей для отечественных автомобилей, спецтехники. В рамках реализованных пилотных проектов были решены следующие задачи: оперативный многомерный анализ данных; формирование заказов товарных позиций; автоматическое построение прогнозов. Интеграция аналитической платформы Deductor и учетной системы «1С», используемой в деятельности этих торговых предприятий, позволила получить данные для реализации сценария анализа ассортимента и стабильности продаж.

Помимо непосредственно учебного процесса, как используется Deductor в ННГАСУ? Какие интересные исследовательские и образовательные проекты были реализованы с использованием его возможностей и в сотрудничестве с BaseGroup Labs?

Н.Ю.: В ННГАСУ уделяется большое внимание межкафедральному сотрудничеству, для решения многих задач даже был создан Международный центр междисциплинарных исследований. Одним из реализованных проектов этого центра, где использовалась АП Deductor, был проект, связанный с обработкой результатов анкетирования студентов для определения их приоритетов во время обучения в университете, для определения отношения студентов к научной работе, их понимания места научной работы в формировании профессиональных компетентностей будущих специалистов.

Полученные результаты определи степень мотивации студентов разных факультетов к научно-исследовательской деятельности; позволили выявить заинтересованность студентов к повышению качества учебного процесса, разработать комплекс мероприятий и практические рекомендации по привлечению к НИР заинтересованных в ней студентов.

Также в рамках деятельности Международного центра междисциплинарных исследований в феврале 2013 г. прошла зимняя школа «Современные методы анализа и управления».

Зимняя школа – это возможность для студентов принять участие в интересном и очень полезном событии вне учебного процесса, во время каникул, это возможность узнать нечто большее, выходящее за пределы обычного учебного курса, старт для проектной деятельности, знакомство с замечательными людьми. Там не было преподавателей, читающих предмет, но никогда не занимающихся им «вживую», а еще не было студентов, которые приходят в аудиторию только ради отметки о присутствии. Каждый студент знал, зачем он пришел, что хочет узнать и чему хочет научиться.

Занятия были посвящены знакомству с рядом методов, которые находятся на переднем крае современного управления. Это интеллектуальные методы бизнес-аналитики, методы имитационного моделирования экономических процессов и методы автоматизации управления бизнес-процессами. Кроме этого в отдельных докладах были рассмотрены актуальные вопросы экологического обоснования проектов, управления проектами, а также развития электронного документооборота. Преподавателями школы были сотрудники консалтинговых фирм из Рязани и Москвы, а также доценты ННГАСУ и РАНХиГС.

Контингент аудитории был весьма разнообразен: начиная от второкурсников МФЭПМ, заканчивая аспирантами и преподавателями из вузов Нижнего Новгорода, Москвы и Чебоксар: НГТУ, ННГУ, РГАУ-МСХА, ЧГУ.

Было действительно интересно, обсуждались серьезные практические проблемы и актуальные задачи автоматизации, моделирования, анализа, оптимизации и решение их современными методами.

Особое спасибо хочется сказать руководителю академической программы BaseGroup Labs к.техн.н., доценту Николаю Борисовичу Паклину, который прочитал лекции и провел мастер-классы в рамках секции зимней школы по анализу данных.

Данное мероприятие отмечала замечательная атмосфера, высокий профессионализм преподавателей, хороший уровень организации. Все участники получили сертификаты.

ННГАСУ является одним из самых активных вузов в академической программе BaseGroup Labs. Каковы основные результаты, достигнутые за период сотрудничества?

Н.Ю.: Подводя некоторые итоги десятилетнего опыта сотрудничества кафедры прикладной информатики и статистики и BaseGroup Labs в области образования, можно сказать, что за это время было решено много актуальных задач для целевой подготовки наших бакалавров и магистров, а именно:

  • были разработаны современные образовательные учебные программы по дисциплинам, которые связаны с анализом данных и информационно-аналитическими системами;
  • расширена тематика курсовых и дипломных проектов, которые удалось связать с решением реальных задач нижегородских компаний;
  • появилась возможность привлечения студентов к исследовательской работе в данной области с использованием платформы Deductor.

Была проведена большая совместная работа по формированию имиджа профессии бизнес-аналитика.

Результатом сотрудничества является также издание двух учебных пособий, публикация статей и научных работ преподавателей, студентов и магистрантов в различных научных изданиях.

Кроме этого, такое сотрудничество имеет множество ценных преимуществ для наших выпускников. Теперь студенты, показавшие высокие результаты обучения, получают сертификаты об успешном прохождении курса обучения работе с Deductor. У нас больше 20 студентов уже получили такой сертификат. Получение профессионального сертификата даёт преимущество при трудоустройстве и потому дополнительно мотивирует студентов к изучению бизнес-аналитики.

Также следует отметить, что компанией BaseGroup Labs проводится большая работа по повышению квалификации преподавателей в сфере бизнес-аналитики и интеллектуальных информационных технологий (конференции, бесплатные обучающие курсы с возможностью получения сертификата).

Успешно развиваются также связи с академическими сообществом, благодаря тому, что ваш портал знаний https://сайт стал открытым ресурсом для преподавателей анализа данных всех вузов страны, ведь там есть блоги специалистов, интервью и презентации с разных конференций, банк сценариев и база примеров реальных внедрений. Думаю, что ученые, вузовские преподаватели, практики могли бы продолжать эту традицию, публично предоставляя интересные примеры для своих коллег, студентов, аспирантов.

Какими Вы видите основные направления дальнейшего использования программного продукта и сотрудничества с компанией?

Н.Ю.: В настоящее время нами решается проблема подбора новых задач для подготовки магистров, так как области применения методов машинного обучения очень разнообразны.

Рассматривается возможность применения технологии e-learning, так как при такой форме обучения значительно увеличивается доля самостоятельной работы студентов, повышается активность и качество обучения.

Ищутся формы взаимодействия с организациями, интересующиеся внедрением современных информационных технологий на основе методов машинного обучения, для того, чтобы готовить специалистов, умеющих использовать полученные знания на реальных задачах.

Ну и конечно, мы готовы осваивать новый продукт компании – аналитическую платформу Loginom 6, который был представлен нам на IV межвузовской конференции в Москве в июне этого года. Ждем специализированных обучающих курсов в электронном учебном центре на сайте компании. В наших планах – непрерывно повышать квалификацию, в том числе путем участия в вебинарах, посещения семинаров и мастер-классов.

А также мы ждем таких форм сотрудничества, как проведение конкурсов ВКР, олимпиад и хакатонов.

Как Вы оцениваете проводимые BaseGroup конференции преподавателей по использованию Deductor в учебном процессе вуза? Насколько полезными, на Ваш взгляд, являются такие мероприятия?

Очень хорошо организован и досуг – программа включает интересную экскурсию по территории Тимирязевской академии и вечернюю экскурсию на теплоходе по Москве-реке. Спасибо всем организаторам.

В ноябре 2017 г. выходит новая версия аналитической платформы - Loginom. Каковы Ваши первые впечатления от знакомства с ним?

Н.Ю.: Демонстрация нового продукта на межвузовской конференции в июне, а также закрытый вебинар в сентябре уже дают представление о том, что его выход будет несомненно сопровождается расширением и углублением знаний в области анализа данных, что конечно же повлечет изменение и усовершенствование учебных программ и для бакалавров, и для магистров. Мы готовы к дальнейшему тесному взаимодействию с компанией BaseGroup Labs, готовы формировать новое поколение специалистов в области бизнес-аналитики с новыми знаниями, умениями, «компетенциями», с использованием новых возможностей нового программного продукта.

Держать «руку на пульсе» в области современных технологий анализа данных возможно только в теснейшем взаимодействии с ведущими российскими IT-компаниями. И благодаря академической программе BaseGroup Labs, мы получим уникальный опыт применения в учебном процессе полнофункционального программного обеспечения, которое будет уже в скором времени востребовано не только российскими бизнес-заказчиками.

Насколько полезно для современных выпускников изучение технологий и инструментария анализа данных? Каковы, на ваш взгляд, перспективы востребованности этих знаний работодателями?

Н.Ю.: Каждому выпускнику высшего учебного заведения очень важно обладать по окончании обучения именно теми знаниями, которые пригодятся на будущем месте работы. В ННГАСУ построена система обратной связи о качестве подготовки выпускников и востребованности их компетенций. Учитывая, что технологии анализа данных, не привязаны к конкретной предметной среде, студенты направления «прикладная информатика» в ННГАСУ получают универсальные знания, необходимые для эффективного использования в различных областях человеческой деятельности – в экономике, торговле, управлении, образовании и т.д.

К сожалению, наблюдается некоторое опережение темпов развития инструментария анализа данных по отношению к пониманию со стороны работодателей, какую полезную информацию можно извлечь из данных при помощи современных средств обработки и анализа. Но, несомненно, интерес со стороны государственных структур, бизнеса, здравоохранения, образования и др. к современным технологиям и методам анализа данных будет расти, а значит выпускники вузов, владеющие инструментарием анализа данных, будут все более востребованы потенциальными работодателями. В связи с этим необходимость приближения теории обучения к практике использования новых программных продуктов не вызывает сомнений, так как известно, что шансы выпускника вуза на успешную карьеру резко увеличиваются, если кроме теоретических знаний он обладает еще и прочными практическими навыками. Так что наша совместная цель – подготовка грамотных специалистов, понимающих потребности бизнеса и умеющих применить современные информационные технологии и программное обеспечение по анализу данных для их удовлетворения.

Специальность Прикладная информатика (в экономике) дает возможность студентам получить обширные знания как экономического, так и прикладного характера. В процессе теоретической подготовки студенты приобретают практические навыки эффективного решения экономических задач с применением современных информационных технологий и систем.

Это одна из самых перспективных и востребованных специальностей. К тому же она - универсальна, о чем говорит квалификация специальности «Прикладная информатика (в экономике)» - «Информатик - экономист». Информатик-экономист – это эрудированный специалист широкого профиля, получивший фундаментальные знания в области информатики и профессиональные знания в области экономики, менеджмента и маркетинга. Такой специалист может работать и в области информатики, и в области экономики.

Выпускники специальности одинаково хорошо разбираются в производственно-технологической; организационно-управленческой; конструкторско-технологической; опытно-экспериментальной сфере, поскольку именно эти функции выполняет на предприятии. Выпускники владеют навыками решения функциональных задач и управления информационными, материальными и денежными потоками в конкретном секторе экономики с помощью информационных систем. Информатик-экономист анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем. В спектре умений информатика-экономиста – создание и внедрение профессионально-ориентированных информационных систем в экономике.

Подобные знания и навыки выпускников данной специальности позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Выпускники специальности пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Возможности трудоустройства для данных специалистов весьма обширны: выпускник специальности «Прикладная информатика (в экономике)» может работать в качестве системного администратора и программиста, информационного аналитика, системного аналитика, аналитика информационных систем, специалистом по информационному менеджменту, сотрудником отдела прогнозирования и планирования экономического процесса, руководителем информационных служб в органах государственного управления; коммерческих организациях; в различных концернах; холдингах; корпорациях; страховых компаниях; банковских учреждениях; аудиторских; консалтинговых фирмах; инвестиционных и коммерческих компаниях.

Интереснейшая практика по специальности, обеспечиваемая студентам, позволит каждому утвердиться в своей любви к выбранной специальности, отточить обретенные навыки и знания. За время учебы вы познакомитесь с компаниями, с работодателями, с интересными людьми – все это даст возможность найти себе «свою» фирму, где бы хотелось пройти практику и работать после университета. За 5 лет обучения в атмосфере не только серьезной научной работы, но и замечательного студенческого времяпрепровождения (новые друзья, клубы по интересам, конкурсы, КВН и т.п.) каждый обязательно найдет себя в избранной профессии!

Вступительные испытания и условия поступления

Принимаются лица

  • с незаконченным высшим образованием.

Вступительные испытания

Поступление на старшие курсы возможно только при соблюдении полной процедуры перевода. Вам необходимо предоставить академическую справку, чтобы мы определили на какой курс и семестр мы сможем Вас принять. Если срок обучения Вас устроит, то мы выдаем Вам справку о том, что готовы принять Вас в наш ВУЗ. Вы должны предоставить ее в свой Университет и отчислится в связи с переводом. В выписке из приказа об отчислении должно быть указано "Отчислен в связи с переводом в Московский Университет им. С. Ю. Витте".

Направление : Прикладная информатика
Код направления : 09.03.03
Профиль : Прикладная информатика в экономике
Международный аналог направления : Business Information System, Wirtschaftsinformatik
Квалификация : академический бакалавриат
Вступительные экзамены : русский язык, математика, физика
Форма финансирования : бюджетная и платная

Направление существует в нашей стране

с 1949 г. под названием «Механизация учета и вычислительных работ »,
с 1960 г. под названием «Организация механизированной обработки экономической информации »,
с 1985 г. под названием «Информационные системы в экономике »,
с 2001 г. под названием «Прикладная информатика в экономике ».

Что значит профиль «в экономике»

В соответствии с экономическим профилем прикладной информатики студенты получают специализацию по следующим направлениям:

  • конфигурирование и интеграция систем на платформе 1С (1С-программист );
  • бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта (бизнес-аналитик );
  • разработка распределённых систем на основе Web-протоколов (Web-разработчик ).

На специалистов этих направлений существует постоянно растущий спрос, что гарантирует трудоустройство выпускников.


Программист 1С

Типичные задачи, которые решает 1С-программист

Администрирование баз 1С;
Автоматизация деятельности компании;
Настройка и администрирование различных конфигураций на базе 1С;
Программирование на базе 1С

Россия автоматизирована в основном на 1С

Программист 1С – в России самый востребованный программист .




Востребованность программистов в ноябре 2017 г. (по superjob.ru и hh.ru)

По количеству вакансий 1С-программисты лидируют уже несколько лет на самых разных сайтах вакансий. При этом средняя зарплата 1С-программистов уступает только зарплате программистов С++ и БД.


Востребованность программистов в 2017 г.

Должность

Число вакансий

Средняя зарплата, тыс. руб

Программист 1С

164

110

Web-программист

Программист PHP

Программист С++

Программист С#

Программист баз данных

Программисты 1С – вообще самые востребованные ИТ-специалисты в России с 2009 г. Это неудивительно, так как система 1С используется на 1,5 млн. российских предприятий.
Наибольший рост зарплаты за последние десять лет отмечен также на вакансиях программистов 1С. По зарплате в среднем программисты 1С уступают только программистам на С++ и С#, но востребованность последних значительно меньше. Вакансии программистов 1С есть в любом городе России.

Заметим, что Б.Г. Нуралиев – один из основателей компании 1С и её директор – имеет специальность автоматизированные системы управления – так раньше называлась прикладная информатика в экономике.


Б.Г. Нуралиев – один из основателей компании 1С

Можно утверждать, что в будущем потребность в 1С-программистах будет только расти. На рынке интегрированных систем России система 1С показывает устойчивый рост с 2004 г.


Доля внедрений корпоративной системы 1С в России

С 2013 г. доля автоматизированных рабочих мест в России на 1С превосходит 83%. Можно сказать, что Россия автоматизирована в значительной мере на 1С.

Уровень освоения профессии

В компании 1С принята система последовательной сертификации.


Сертификаты компании 1С

Мы готовим студентов на уровне знаний сертификата «1С Профессионал».

Кроме этого, наши студенты уже много лет занимают призовые места в различных соревнованиях, проводимых компанией 1С.

Международный конкурс дипломных проектов с использованием платформы 1С

В 2015 г. наша студентка Оксана Парфёнова заняла 5-е место во Всероссийском конкурсе среди профессионалов 1С, финал которого проходил в Нижнем Новгороде.


Студенты прикладной информатики – участники профессионального конкурса 1С: ИТС
В. Жадова, О. Парфёнова и К. Шипунова обсуждают с директором компании 1С
Б.Г. Нуралиевым перспективы своей работы по линии 1С
(ННГАСУ, 2015 г.)


Что такое бизнес-аналитика

Реалии современного бизнеса - это работа в огромном потоке данных. Это реальность даже обозначается специальным термином BigData. Для того, чтобы превратить это изобилие данных в ресурс, приносящий прибыль или сокращающий издержки, требуются сбор данных, их обработка и анализ.

Бизнес-аналитика (Business Intelligence – BI) - это технологии бизнеса, нацеленные на монетизацию данных.

Бизнес-аналитики – это специалисты экстра-класса, которые находятся в списке наиболее «продвинутых» ИТ-специальностей.

По прогнозам из шести наиболее динамично развивающихся ИТ-специальностей в США целых три специальности связаны с аналитикой - аналитическиеаналитики будут занимать 3 места из шести6-ти наиболее развива

6 трендовых IT-специальностей 2017-2024 года


Специализация

Рост востребованности к 2024 г.

(прогноз)

Средняя зарплата в 2017 г.,
тыс. долл.

Web-разработчик

Аналитик в области вычислительной техники

(Computer systems analyst)

Аналитик по информационной безопасности

(Information Security Analyst)

Разработчик ПО, программист

(Software engineer)

Специалист по анализу и обработке данных

(Data Scientist)

16%

128,2

Системный администратор

(Network and computer systems administrator)


Источник : 6 tech jobs that will grow like crazy in 2017 and beyond / CareerCast.com

В России аналитики оказываются в списке самых востребованных и высокооплачиваемых ИТ-специальностей. В отличие от 1С-программистов, потребность в которых имеет массовый характер, бизнес-аналитики нужны «топовым» предприятиям, которые в условиях жёсткой конкуренции вынуждены постоянно совершенствовать свой бизнес.

Востребованность аналитиков в РФ 2017 г.



Источник: superjob.ru (ноябрь 2017 г.)

Чтобы усовершенствовать бизнес, надо его сначала понять, а для этого требуется анализ данных, которые имеются у предприятия: бизнес-данные . Такого рода задачи возникают в следующих областях.

Розничная торговля

  • анализ покупательской корзины
  • исследование временных закономерностей продажи (временных шаблонов)
  • прогнозирование спроса

Банковское дело

  • сегментация клиентов
  • прогнозирование изменений клиентуры
  • расчёт платы за кредит

Телекоммуникации

  • выявление категорий клиентов со стереотипами пользования услугами
  • выявление лояльности клиентов (минимизация расходов на маркетинг)

Страхование

  • выявление мошенничества (исследования стереотипов в заявлениях на выплаты)
  • анализ рисков (минимизация потерь страховых компаний)


Прогнозирование продаж товара с помощью нейронной сети из 49 нейронов
(из дипломной работы выпускника ННГАСУ по прикладной информатике 2013 г.)


Карты Кохонена для классификации муниципальных районов Н.Новгорода
(из дипломной работы выпускника ННГАСУ по прикладной информатике 2017 г.)

Типичные задачи бизнес-аналитика (по запросам к вакансиям на superjob.ru)

Сбор и анализ требований заказчика;
- проведение исследований;
- моделирование бизнес-процессов (языки BPMN, EPC, IDEF, UML);
- анализ больших объёмов данных;
- разработка баз данных систем управления производством;
- постановка технических заданий на разработку или модификацию ПО;
- выстраивание процессов сбора, хранения и анализа данных;
- программирование систем machine learning.

Как правило, бизнес-данные не слишком упорядочены, и этих данных обычно очень много. Для анализа бизнес-данных используются специальные методы и технологии, называемые Data Mining (добыча данных). Эти методы связаны с общетеоретическими дисциплинами информатики и математики


Связь методов Data Mining с дисциплинами информатики и математики

Кроме изучения общей теории Data Mining на кафедре прикладной информатики студенты получают конкретные умения для работы в отечественной аналитической платформе Deductor компании Base Group Labs. На 2016 г. данная платформа занимает второе место в России среди аналитических платформ по числу внедрений.


Доля внедрений аналитических платформ в России на 2012 г.

Data Mining – это не только востребованная технология, но и сфера обширных научных исследований. Для тех выпускников ННГАСУ, которые хотят продолжить научную карьеру, открыты двери магистратуры по прикладной информатике в аналитической экономике.


Участники Зимней школы ННГАСУ по бизнес-аналитике
В центре ведущий специалист фирмы BaseGroup Labs Н.Б. Паклин
(ННГАСУ, 2013)

Уровень освоения профессии

Наши студенты неоднократно побеждали во всероссийских конкурсах по бизyес-аналитике, организованные компанией Base Group Labs.

Межвузовский конкурс выпускных работ фирмы Base Group Lab по бизнес-аналитике

Студенты, прошедшие курсы по аналитике, могут получить сертификат компании BaseGroup Labs.


Сертификаты Base Group Labs наших магистрантов, 2016 г.


Наши магистранты – выпускники прикладной информатики,
получившие сертификаты BaseGroup Labs


Web-разработчик


Согласно прогнозам американского сайта вакансий CareerCast, Web-разработчик – это специальность, потребность в которой будет расти быстрее всех прочих в ИТ.

По совокупной востребованности Web-разработчики и Web-программисты в России превосходят даже 1С-программистов.

Востребованность программистов в 2017 г

Специализация программиста

Число вакансий

Средняя зарплата, тыс. руб

Программист 1С

Web -программист

79

95

Программист PHP

100

101

Программист С++

Программист С#

Программист баз данных

Web-разработчик

81

96

В соответствии с экономическим профилем прикладной информатики студенты получают специализацию по следующим направлениям:

    Конфигурирование и интеграция систем на платформе 1С ();

    Бизнес-аналитика на базе систем искусственного интеллекта ();

    Разработка распределённых систем на основе Web-протоколов ().

На специалистов этих направлений существует постоянно растущий спрос, что гарантирует трудоустройство выпускников.

1С-программист

Типичные задачи, которые решает 1С-программист:

    Администрирование баз 1С;

    Автоматизация деятельности компании;

    Настройка и администрирование различных конфигураций на базе 1С;

    Программирование на базе 1С.

​ ​

Россия автоматизирована в основном на 1С

Программист 1С - в России самый востребованный программист.

Востребованность программистов в ноябре 2017 г. (по superjob.ru и hh.ru)

По количеству вакансий 1С-программисты лидируют уже несколько лет на самых разных сайтах вакансий. При этом средняя зарплата 1С-программистов уступает только зарплате программистов С++ и БД.

Программисты 1С - самые востребованные ИТ-специалисты в России с 2009 г. Это неудивительно, так как система 1С используется на 1,5 млн. российских предприятий.
Наибольший рост зарплаты за последние десять лет отмечен также на вакансиях программистов 1С. По зарплате программисты 1С уступают только программистам на С++ и С#, но востребованность последних значительно меньше. Вакансии программистов 1С есть в любом городе России.

Можно утверждать, что в будущем потребность в 1С-программистах будет только расти. На рынке интегрированных систем России система 1С показывает устойчивый рост с 2004 г. С 2013 г. доля автоматизированных рабочих мест в России на 1С превосходит 83%. Можно сказать, что Россия автоматизирована в значительной мере на 1С.

Уровень освоения профессии

В компании 1С принята система последовательной сертификации. Мы готовим студентов на уровне знаний сертификата «1С Профессионал». Кроме этого, наши студенты уже много лет занимают призовые места в различных соревнованиях, проводимых компанией 1С.

Бизнес-аналитик

Что такое бизнес-аналитика?

Реалии современного бизнеса — это работа в огромном потоке данных. Это реальность даже обозначается специальным термином BigData. Для того, чтобы превратить это изобилие данных в ресурс, приносящий прибыль или сокращающий издержки, требуются сбор данных, их обработка и анализ.

Бизнес-аналитика (Business Intelligence - BI) — это технологии бизнеса, нацеленные на монетизацию данных.

Бизнес-аналитики - это специалисты экстра-класса, которые находятся в списке наиболее «продвинутых» ИТ-специальностей.

По прогнозам из шести наиболее динамично развивающихся ИТ-специальностей в США целых три специальности связаны с аналитикой.

В России аналитики оказываются в списке самых востребованных и высокооплачиваемых ИТ-специальностей. В отличие от 1С-программистов, потребность в которых имеет массовый характер, бизнес-аналитики нужны «топовым» предприятиям, которые в условиях жёсткой конкуренции вынуждены постоянно совершенствовать свой бизнес.

Чтобы усовершенствовать бизнес, надо его сначала понять, а для этого требуется анализ данных, которые имеются у предприятия: бизнес-данные. Такого рода задачи возникают в следующих областях.

Розничная торговля

    анализ покупательской корзины

    исследование временных закономерностей продажи (временных шаблонов)

    прогнозирование спроса

Банковское дело

    сегментация клиентов

    прогнозирование изменений клиентуры

    расчёт платы за кредит

Телекоммуникации

    выявление лояльности клиентов (минимизация расходов на маркетинг)

Страхование

    выявление мошенничества (исследования стереотипов в заявлениях на выплаты)

    анализ рисков (минимизация потерь страховых компаний)

Типичные задачи бизнес-аналитика:

Сбор и анализ требований заказчика;
- проведение исследований;
- моделирование бизнес-процессов (языки BPMN, EPC, IDEF, UML);
- анализ больших объёмов данных;
- разработка баз данных систем управления производством;
- постановка технических заданий на разработку или модификацию ПО;
- выстраивание процессов сбора, хранения и анализа данных;
- программирование систем machine learning.

Как правило, бизнес-данные не слишком упорядочены, и этих данных обычно очень много. Для анализа бизнес-данных используются специальные методы и технологии, называемые Data Mining (добыча данных ). Эти методы связаны с общетеоретическими дисциплинами информатики и математики.

Кроме изучения общей теории Data Mining на кафедре прикладной информатики студенты получают конкретные умения для работы в отечественной аналитической платформе Deductor компании Base Group Labs . На 2016 г. данная платформа занимает второе место в России среди аналитических платформ по числу внедрений.

Data Mining - это не только востребованная технология, но и сфера обширных научных исследований. Для тех выпускников ННГАСУ, которые хотят продолжить научную карьеру, открыты двери магистратуры по прикладной информатике в аналитической экономике .

Уровень освоения профессии

Наши студенты неоднократно побеждали во всероссийских конкурсах по бизнес-аналитике, организованные компанией Base Group Labs. Студенты, прошедшие курсы по аналитике, могут получить сертификат компании BaseGroup Labs.

Web-разработчик Эта специальность требует освоения ряда дисциплин, которые могут пригодиться информатику любого профиля:

    программирование на стороне сервера на Java и PHP;

    программирование на стороне клиента на JavaScript;

    администрирование систем управления базами данных MS SQL, MySQL;

    проектирование интерфейса на основе принципов usability;

    дизайн Web-страниц с помощью программ растровой и векторной графики Gimp и Inkscape;

    анализ уязвимостей программного кода Web-приложения, а также надёжности конфигурации Web-сервера;

    программирование мобильных приложений для iOS/Android;

    создание сайтов с помощью CMS систем.

Можно заметить, что язык PHP до сих пор остаётся лидирующим языков Web-разработки, поэтому его изучению на кафедре прикладной информатики уделяется особое внимание.

Разработка системы экологического мониторинга Eco-routs

Примером того, чем занимаются наши студенты, специализирующиеся на Web-разработке, может служить система экологического мониторинга. Она разработана выпускником 2016 г. Д. Степановым в сотрудничестве с международной кафедрой ЮНЕСКО при ННГАСУ в 2016 г. Система доступна по адресу https://eco-routs.appspot.com .
С её помощью можно определять уровень превышения ПДК в условиях движения в автомобильной пробке.

Данная работа завоевала второе место в международной олимпиаде по ИТ-технологиям и выиграла несколько других конкурсов.

Материалы страницы предоставлены НГАСУ (Сибстрин). Здесь Вы можете получить электронные копии основных учебных и учебно-методических пособий кафедры, используемых в настоящее время.
Все файлы представлены в виде документов.pdf, либо в архивах.zip, содержимым которых являются документы Word (версии 2007 и выше)

Общий курс информатики

Информатика. Базовый курс

У чебное пособие в 3 частях для бакалавров всех направлений, изучающих дисциплину «Информатика». Авторы: Воробьёва А.П. (часть 1), Ершова Е.Е. (часть 2), Кисленко Н.П. (часть 3).

Кисленко Н.П. Основы компьютерных технологий. Учебное пособие. Новосибирск: изд.НГАСУ, 2002
Учебное пособие охватывает программу курса "Информационные технологии", читаемого студентам НГАСУ очной формы обучения специальности 071900 - "Информационные системы и технологии".
Пособие написано в соответствии с программой курса. В связи с тем, что часть программы изложена в ранее изданных кафедрой методических материалах, в пособии предлагается преимущественно материал, связанный с углубленным изучением информационных технологий студентами указанной специальности.
Пособие состоит из 4 разделов, соответствующих основным аспектам изучения информационных технологий. Раздел 1 посвящен общим теоретическим вопросам информатики, информационных систем, представления и измерения данных. В разделе 2 даются основные представления, связанные с аппаратным обеспечением ПК - приведена классификация современных компьютеров, подробно рассмотрена архитектура ПК. Раздел 3 называется "Программное обеспечение персонального компьютера" и содержит основные сведения о системном и прикладном программном обеспечении, используемом на ПК. В разделе 4 рассматриваются сетевые информационные технологии в приложении к операционной системе Windows.

Численные методы, решение инженерных задач, MathCAD

Ю.Е. Воскобойников, А.Ф. Задорожный, Л.А. Литвинов, Ю.Г. Черный. РЕШЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ В ПАКЕТЕ MATHCAD : учеб. пособие; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. – 120 с.
В учебном пособии рассмотрено решение инженерно-технических задач в математическом пакете MathCAD как с использованием встроенных функций пакета, так и с программированием необходимых вычислительных алгоритмов.

Ю.Е. Воскобойников, А.Ф. Задорожный. Основы работы в пакете MathCAD

учеб. пособие/ Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2006. - 138 с.
В учебном пособии рассмотрены основные конструкции встроенного языка математического пакета. Подробно изложены основы работы в пакете MathCAD для создания документов, построения графиков, матричных и векторных операций, программирования основных типов вычислительных алгоритмов (линейных, разветвляющихся и циклов) и формирование файлов данных. Изложение сопровождается большим числом примеров и задач, что способствует лучшему усвоению материала.

Воскобойников Ю.Е. Программирование в математическом пакете MathCad. Новосибирск: изд.НГАСУ, 1999
В методических указаниях рассмотрены основные конструкции встроенного языка математического пакета Mathcad Professional и их применение для программирования основных типов вычислительных алгоритмов (линейных, разветвляющихся и циклов). Изложение сопровождается рассмотрением большого числа примеров и задач, что способствует лучшему усвоению материала.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения, изучающих курс информатики, а также полезны аспирантам и инженерам, использующим в своих расчетах этот математический пакет.

Ю.Е. Воскобойников, В.Ф. Очков. ПРОГРАММИРОВАНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ПАКЕТЕ MATHCAD. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. НГАСУ. 2002. – 138 С.
В учебном пособии достаточно подробно излагаются конструкции MathCAD (русифицированная версия MathCAD2001i), необходимые для реализации различных типов алгоритмов: линейных, разветвляющихся и циклических. Основное внимание уделяется разработке программных модулей – подпрограмм-функций MathCAD. Обсуждается реализация метода модульного программирования. Также рассматривается решение «типовых» задач, встречающихся при расчете и проецировании строительных конструкций и обсуждаются вопросы «импорта и экспорта» данных в пакете MathCAD.

Воскобойников Ю. Е.

Построение регрессионных моделей в пакете MathCAD: учеб. пособие / Ю. Е. Воскобойников; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2009. – 220 с. ISBN-978-5-7795-0422-5
Учебное пособие содержит основные теоретические положения по следующим разделам регрессионного анализа экспериментальных данных: регрессионные модели и регрессионное моделирование, парный и множественный регрессионный анализ. Приводятся необходимые расчетные соотношения. Большое внимание уделяется реализации этих соотношений в математическом пакете MathCAD. Учебное пособие содержит большое количество примеров и копий фрагментов документов MathCAD, которые позволят студентам не только лучше понять и усвоить учебный материал, но и эффективно использовать пакет MathCAD при выполнении курсовых работ и дипломной работы.
Учебное пособие предназначено для магистрантов и аспирантов технических специальностей.

Внимание ! С учебным пособием Ю.Е. Воскобойникова "Регрессионный анализ данных в пакете MATHCAD " (с компакт-диском, изд-во "Лань", 2011) Вы можете познакомиться на

А.П. Воробьева. Стандартные численные методы решения задач с использованием пакета MathCad . Лабораторный практикум. Новосибирск, НГАСУ (Сибстрин), 2018
Лабораторный практикум для студентов направления "Строительство" очной формы обучения. Содержит задания для лабораторных работ по численным методам и образцы их выполнения

И.А. БЕДАРЕВ, Ю.В. КРАТОВА, Н.Н. ФЕДОРОВА, И.А. ФЕДОРЧЕНКО. Методы вычислений в пакете MathCAD . НОВОСИБИРСК, НГАСУ (Сибстрин), 2013.
В учебном пособии приведены методы приближенного решения нелинейных алгебраических уравнений, систем линейных алгебраических уравнений, методы интерполяции, оптимизации, численного дифференцирования и интегрирования, вычислительные подходы к решению задач Коши и краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений, а также конечно-разностные методы решения уравнений в частных производных. Даны примеры реализаций данных численных подходов как на основе стандартных функции пакета MathCAD, так и с помощью средств программирования данной среды.

Языки программирования

А. П. Воробьева, М. С. Соппа. Система программирования Турбо Паскаль: учеб. пособие: изд. НГАСУ (Сибстрин). – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2006. – 136 с.
В первой части пособия рассмотрены основные понятия операционной системы MS DOS, инструментальной программы-оболочки Norton Commander, а также работа в интегрированной среде Турбо Паскаль. Вторая часть посвящена основам программирования на языке Турбо Паскаль. В пособии приведено достаточно большое число контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, способствующих лучшему усвоению материала.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения.

ЛЕКЦИИ ПО ПАСКАЛЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИСТ

, 2009

ЛИТВИНОВ Л.А., ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ НА ЯЗЫКЕ TURBO PASCAL. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ "ИНФОРМАТИКА" (2011)

Скачать пособие в архиве ZIP

И.Н. Мухина, Н.П. Кисленко. Информатика. Индивидуальные задания и методические указания для студентов специальности 230201 "Информационные системы и технологии"
методич.указания/ Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2008. - 76 с.
Методические указания предлагают большое количество практически интересных и полезных задач по основам программирования.

Информационные технологии, офисные программы

Ершова Е. Е. Лабораторный практикум по современным компьютерным технологиям. Часть 1. Word учеб. пособие; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 136 с.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курсов "Информатика" и "Информационные технологии", содержит лабораторные работы, охватывающие основные возможности редактора Word, используемые при создании различных документов: писем, поздравлений, отчетов, курсовых и дипломных работ, докладов, электронных документов и учебников, электронных тестов и т.д. Каждая лабораторная работа снабжена подробными рекомендациями для ее успешного выполнения.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 040201 "Социология", будет полезно для студентов других специальностей и преподавателей в качестве практического руководства в изучении редактора Word.

Ершова Е. Е. Лабораторный практикум по современным компьютерным технологиям. Часть 2. Excel учеб. пособие / Е. Е. Ершова; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 80 с.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курсов "Информатика", "Теория вероятностей и математическая статистика", "Информационные технологии" и "Математическое моделирование социальных процессов", содержит лабораторные работы, охватывающие основные возможности электронных таблиц Excel, используемые в решении различных математических и социологических задач. Каждая лабораторная работа снабжена подробными рекомендациями для ее успешного выполнения.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 040201 "Социология", будет полезно всем студентам и преподавателям в качестве практического руководства в изучении электронных таблиц Excel.

Ершова Е.Е., Ершов И.В. Лабораторный практикум по современным компьютерным технологиям. Часть 3. MathCAD учеб. пособие / Е. Е. Ершова, И. В. Ершов; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 52 с.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курсов "Информатика", "Теория вероятностей и математическая статистика", "Информационные технологии" и "Математическое моделирование социальных процессов", содержит лабораторные работы, охватывающие основные возможности системы MathCAD, используемые в решении различных математических и социологических задач. Каждая лабораторная работа снабжена подробными рекомендациями для ее успешного выполнения.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 040201 "Социология", будет полезно всем студентам и преподавателям в качестве практического руководства в изучении системы MathCAD 2001 Professional.

А.П. Воробьева, Ю.А. Галкина. Основы работы в Microsoft Access. : учеб. пособие: изд. НГАСУ (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2010. – 148 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические основы и принципы работы СУБД Microsoft Access 2003. Содержание пособия разделено на две части. В первой части даются основные теоретические положения, необходимые для успешного освоения Access. Во второй части приведены лабораторные работы по главным разделам Access: создание простых и связанных таблиц, запросов, форм, отчетов.

Теория вероятностей, математическая статистика

Воскобойников Ю.Е., Баланчук Т.Т. Теория вероятностей и математическая статистика (с примерами в Excel) : Учебное пособие – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. – 200 с.
В учебном пособии рассмотрены основные понятия теории вероятностей, касающиеся случайных событий, дискретных и непрерывных случайных величин. Большое внимание уделено разделам математической статистики: точечному и интервальному оцениванию параметров случайных величин, проверке статистических гипотез. Учебное пособие содержит копии большого количества фрагментов документов Excel, которые позволят студентам не только лучше усвоить учебный материал, но и эффективно использовать программу Excel при выполнении курсовых и дипломных работ.
Учебное пособие предназначено студентам, обучающимся по направлениям 080200.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика», 230400.62 «Информационные системы и технологии», а также магистрантам и аспирантам соответствующих специальностей.

Е. И. Тимошенко, М. С. Соппа Задачи и упражнения по теории вероятностей
Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе студентами всех специальностей и форм обучения при изучении теории вероятностей. Эта дисциплина является неотъемлемой частью общей математической подготовки в соответствии с требованиями, отраженными в ГОС. Данное пособие обеспечивает указанный курс упражнениями и задачами.
Сборник состоит из десяти разделов, в каждом из которых содержатся задачи, рекомендованные для решения как на практических занятиях и семинарах, так и во время самостоятельной работы студентов.

Воскобойников Ю.Е., Тимошенко Е.И. Математическая статистика: Учебное пособие. Новосибирск: изд.НГАСУ, 2000
Учебное пособие Ю.Е. Воскобойникова, Е.И.Тимошенко "Математическая статистика" содержит наиболее важные разделы математической статистики: точечное и интервальное оценивание параметров распределений, проверку различных статистических гипотез. Ясное и четкое изложение учебного материала, безусловно способствует качественному изучению учебного курса. Большое количество приведенных примеров позволит студентам лучше понять и усвоить не только общетеоретические положения, но и возможные области приложения математической статистики.
Хотя учебное пособие написано в соответствии с программой курса "Математическая статистика" для специальности 060800, оно будет полезно также студентам других специальностей строительных вузов.

Воскобойников Ю.Е., Тимошенко Е.И. Математическая статистика с примерами в Excel: Учебное пособие. Новосибирск: изд.НГАСУ, 2006, - 154 с.
Учебное пособие содержит наиболее важные разделы математической статистики: точечное и интервальное оценивание параметров распределений, проверку различных статистических гипотез. Приведено большое количество примеров, которые позволят студентам лучше понять и усвоить не только общетеоретические положения, но и возможные области приложения математической статистики. Учебное пособие содержит решение типовых примеров в табличном процессоре Excel.

М. С. Соппа, А. Ф. Воронин. Теория вероятностей и математическая статистика учеб. пособие/ Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007. - 76 с.
В учебном пособии рассмотрены основные понятия теории вероятностей, касающиеся случайных событий, дискретных и непрерывных случайных величин. Большое внимание уделено разделам математической статистики: точечному и интервальному оцениванию параметров случайных величин, проверке статистических гипотез, элементам теории случайных процессов.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 230201 "Информационные системы и технологии".

Методы оптимизации, математическое программирование

Киселева Э.В., Соловьева С.И. Математическое программирование (линейное программирование): Учебное пособие. Новосибирск: изд.НГАСУ, 2002, - 146 с.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060800 "Экономика и управление (в строительстве)" всех форм обучения. Написано в соответствии с программой курса "Математическое программирование". Cодержит 7 тем и приложение "Применение программы Excel к решению задач линейного программирования". Наряду с изложением теории подробно рассмотрено решение большого количества примеров и задач.
Приведены контрольные вопросы по темам и задачи для индивидуальных заданий и самостоятельного решения.

Эконометрика

Воскобойников Ю. Е. Эконометрика в Excel: учеб. пособие. Ч. 1. Парный и множественный регрессионный анализ / Ю. Е. Воскобойников; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2005. – 182 с.

Учебное пособие содержит основные теоретические положения по следующим разделам эконометрики: эконометрические модели и эконометрическое моделирование, парный и множественный регрессионный анализ. Приводятся необходимые расчетные соотношения. Большое внимание уделяется реализации этих соотношений в табличном процессоре Excel. Учебное пособие содержит большое количество примеров и копий фрагментов документов Excel, которые позволят студентам не только лучше понять и усвоить учебный материал, но и эффективно использовать Excel при выполнении курсовых работ и дипломной работы.

Воскобойников Ю. Е. Эконометрика в Excel: учеб. пособие. Ч. 2. Анализ временных рядов / Ю. Е. Воскобойников; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2008. – 152 с.

Учебное пособие содержит основные теоретические положения, необходимые для решения задач анализа временных рядов. Приводятся необходимые расчетные соотношения. Большое внимание уделяется реализации этих соотношений в табличном процессоре Excel. Пособие содержит большое количество примеров и копий фрагментов документов Excel, которые позволят студентам не только лучше понять и усвоить учебный материал, но и эффективно использовать Excel при выполнении дипломной и курсовых работ.

Воскобойников Ю.Е., Воскобойникова Т.Н. Методические указания к лабораторным работам по эконометрике. Новосибирск: изд. IME, 2006 - 62 с.

Методические указания содержат описание лабораторных работ и необходимые расчетные соотношения для их выполнения. Основное внимание уделяется реализации этих соотношений в табличном процессоре Excel. Также приводятся две контрольные работы и даются рекомендации по их выполнению

Интернет-технологии

Кисленко Н.П. Основы работы в Internet. Методические указания. Новосибирск: изд.НГАСУ, 2000
В методических указаниях рассказывается о глобальной компьютерной сети Internet и средствах работы с ней - браузере Internet Explorer, электронной почте, FTP.