Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10. Olympus OM-D E-M1: Моя любимая камера Olympus - интервью

Olympus OM-D E-M1 II — это компактный фотоаппарат, которым можно делать быстрые снимки, вести съемку на природе и фиксировать спортивные события.

Фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 II — Отзывы

Обновленный фотоаппарат OM-D E-M1 II способен делать 18 кадров в секунду, сохраняя при этом непрерывную автофокусировку, или фантастические 60 fps, если вы установили фокус с первым кадром. Благодаря 5-осевой стабилизации изображения, у вас получится сделать отличный снимок даже если камера трясется.

Стоит отметить наличие записи видео в 4K, 50-мегапиксельный режим «High Res Shot», отличное сцепление с поверхностью, два слота для SD-карт, увеличенное время автономной работы и электронный видоискатель с высоким разрешением.

Ключевые характеристики Olympus OM-D E-M1 II

  • 20,4 мегапиксельный сенсор Live MOS Four Thirds;
  • Процессор TruePic VIII;
  • Батареи хватает на 440 снимков;
  • Водо- и пыленепроницаемость;
  • Съемка видео в 4K;
  • 5-осевой стабилизатор изображения с 6,5 ступенями стабилизации;
  • 121 точка автофокусировки перекрестного типа;
  • Съемка до 60 кадров в секунду;
  • Производитель: Olympus;
  • Цена: 150 600 рублей.

Дизайн и элементы управления

В Olympus OM-D E-M1 II произошло мало внешних изменений по сравнению с предыдущей моделью, Е-M1. Но ради более высокой производительности, изнутри, камера прошла полную модернизацию.

Габариты, вес и форма камеры OM-D E-M1 II так малы, что её можно носить с собой весь день и не устать. Сцепление с поверхностью очень хорошее, поэтому можно не бояться, что E-M1 II случайно выскользнет из рук.

На корпусе камеры есть множество дисков и кнопок, с которыми можно быстро изменять необходимые настройки съемки. Можно переключаться между режимами, настраивать диафрагму и/или выдержку, управлять ISO и балансом белого. ЖК-экран в OM-D E-M1 II сенсорный, его можно удобно использовать для изменения точки автофокусировки и навигации в меню быстрого доступа.

Видоискатель и батарея

Новый видоискатель Olympus OM-D E-M1 II соответствует высокой скорости работы камеры, и даже с 18 fps, позволяет подробно рассмотреть объект съемки, как только вы поднесете камеру к глазу. Невероятный для электронного видоискателя результат.

Батарея в версии E-M1 II стала гораздо выносливее, чем ранее в серии. Следить за тем, сколько заряда осталось, можно на дисплее. Ранее на компактных камерах Olympus такой возможности не было.

Отслеживание цели происходит быстро даже при слабом освещении. С такой фокусировкой можно делать отличные снимки дикой природы и спортивных соревнований. В этом фотокамера Olympus может превзойти Nikon и Canon.

Качество изображения при съемке Olympus OM-D E-M1 II

Режим «Pro Capture» будет полезен для всех, кто не хочет упустить важный момент. Камера Olympus OM-D E-M1 II успевает сделать 14 снимков, как только кнопка спуска затвора будет нажата наполовину.

Снимки сохраняются в форматах RAW или JPEG с максимальным разрешением. Такая технология также пока большая редкость у камер конкурентов.

Фантастические 6,5 ступеней стабилизации, позволяют делает снимки ещё лучше чем ранее, в камере Olympus OM-D E-M1.

Итог

Обновленная фотокамера OM-D E-M1 II — несомненный конкурент цифровых зеркальных камер Sony, Nikon и Canon в тех ситуациях, когда необходимо вести быструю и качественную съемку.

Качество изображения у OM-D E-M1 II стало лучше, чем когда-либо было на камерах Olympus. Фотоаппарат OM-D E-M1 был неплохим, но с добавлением новых технологий, у OM-D E-M1 II нет равных.

02.09.2017 15829 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus, выпустив модельный ряд OM-D E-M10, предложила фотографам стильные, удобные и функциональные камеры. Но останавливаться на двух моделях компания не собиралась, представив Olympus OM-D E-M10 III.

Обычно камеры с приставкой Mark практически не отличаются от предыдущих моделей в линейке, получив лишь незначительные обновления.Справедливо ли это утверждение? Новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на свою предшественницу, но, несмотря на наследование многих черт и характеристик, набор функций был переделан. Давайте посмотрим сравнительную таблицу основных спецификаций.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор

TruePic VIII

Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Фокусировка 121 точка 81 точка
Серийная съемка 8.6 к/с 8.5 к/с

10 к/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Максимальное качество видеосъемки

4K 3840 x 2160 @ 30p

Full HD
1920×1080@60

Full HD
1920×1080@60

Тайм-лапс Да Да
Микрофонный разъем Нет Нет
Брекетинг по фокусировке Да Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет
Габаритные размеры, мм
Вес, г 410 390

Не сразу можно заметить разницу между OM-D E-M10 Mark III и E-M10 Mark II. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых - существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь. Переработанный выступ на передней панели для хвата стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи - однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Среди компактных камер ОМ-D E-M10 III выделяется своим богатым набором элементов контроля настроек. Несмотря на миниатюрные размеры, на корпусе камеры нашлось место для двух дисков управления, а также для множества кнопок. Большие диски не только выглядят хорошо, но и значительно удобнее в управлении, чем раньше. Причем не сказали бы, что раньше были какие-то проблемы - это тот пример, когда всегда можно лучше.

По сравнению с E-M10 II, диски управления и кнопки в Mark III были немного переделаны. Они стали больше, а обозначения понятнее. Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но эта разница не принципиальна. Два диска управления утратили черные вставки. Джойстик стал легче и понятней для быстрой настройки ключевых параметров без погружения в экранное меню.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 - как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас - цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете. В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов - камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» - и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась - как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь - «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.В крайнем левом углу вы увидите новую кнопку «Быстрый вызов», которая позволяет пользователям перейти непосредственно к экрану соответствующих настроек, независимо от того, в каком режиме съёмки он находится. Например, в режимах AUTO, Scene (SCN), Advanced Photo (AP), и Art Filter (ART) при нажатии кнопки быстрого меню открывается графический дисплей, показывающий различные сцены, которые могут быть выбраны на сенсорном экране.

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Интерфейс на Mark III имеет «обновленную» структуру и дизайн, аналогичные топовой модели OM-D E-M1. Конечно, с заметно меньшим количеством страниц и пунктов, что обусловлено как объективно более скромными функциональными возможностями любительской камеры по сравнению с профессиональным флагманом, так и сознательным стремлением разработчиков упростить работу с камерой. Внутрикамерное меню разбито на шесть разделов - Меню съемки 1 и 2, Меню видео (впервые в камерах младшей линейки видеосъемка вынесена в отдельный раздел - и это неудивительно, с учетом возросших возможностей камеры в этой области и появления режима 4К), Меню просмотра, Пользовательское меню и Меню настройки. Пользовательское меню обозначено пиктограммой шестеренки. В нем одиннадцать страниц, обозначенных буквами (иногда с цифрами расширения). Дизайн строгий, цветовое кодирование страниц, принятое во всех предыдущих камерах Olympus (кроме E-M1 Mark II), убрано.

Экран прежний: три дюйма, разрешение 1037000 пикселей, откидной, но он не может полностью переворачиваться для создания селфи. Классическое для Olympus решение, подобный экран ставится на все старшие модели компании. Дисплей очень яркий, обладает сочными цветами, сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора. Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

В режиме Live View на экран выводятся параметры съемки, сетка, гистограмма, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры); проблема только в том, что не все из этого можно совместить — увидеть на экране одновременно гистограмму и горизонт, например, невозможно.

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III - очень качественный, его разрешение составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой.

Сама система автофокуса у Olympus OM-D E-M10 III изменилась. С 81 точки в Mark II было произведено расширение до 121 точки. Эти точки можно выбирать прикосновениями к экрану. Также доступен спуск затвора при выборе точки, как это реализовано в некоторых камерах смартфонов. OM-D E-M10 III может снимать со скоростью 8.6fps, до 22 кадров RAW в серии или 36 JPEG. Скорость падает до 3.8fps, если вам нужна непрерывная автофокусировка.

Доступна функция брекетинга по фокусировке. Она позволяет получить до 999 кадров с отличающейся по фокусу картинкой. Шаг фокусировки настраивается как исходная позиция - дальше камера сама сделает нужное число снимков с заданным шагом, делая их единой серией (до 10 кадров на высокой скорости, затем с паузами, буфер обмена невелик). Очень полезная функция при макросъемке, когда тяжело определиться с точкой фокусировки, автофокус не справляется, либо вы ведете съемку на объектив с ручным фокусом. Также все полученные кадры можно склеить в редакторе и получить снимок с большой глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

Не изменилась система затвора. Компанию необходимому механическому с диапазоном выдержек 30-1/4000 составляет электронный с возможностью съемки с выдержкой вплоть до 1/16000. Помимо возможности снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду он дает бесшумный режим съемки. Но не только ультракороткие выдержки дарит нам E-M10 Mark III: в камере уже традиционно стоит 5-осевой стабилизатор, как на E-M5 и E-M1.

Как всегда, выделяются арт-фильтры, по исполнению которых с Olympus трудно тягаться. К списку из 14 фильтров, которые были на первой версии, добавилась новинка - Bleach Bypass («Пропуск отбеливания») в двух вариантах. Глубокой подстройки Арт-фильтров не предусмотрено, они всегда по большей частью используются «как есть». Однако почти всегда можно привнести относительно небольшие, косметические, изменения - включить «цветные фильтры» в монохромных режимах. или придать цветное окрашивание монохромному изображению. Можно использовать дополнительные эффекты - прямое и обратное виньетирование, добавлять рамку, размытие краев и так далее.

Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-M10 Mark III можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, уникальная функция live composite, которая идеально подходит для съемки звездного неба, звездных треков, молний и фризлайта, внутрикамерная склейка HDR. Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга (добавлен брекетинг по балансу белого). На месте и система, позволяющая вручную настраивать градацию светов и теней с помощью простейшей диаграммы.

В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Подсоединение смартфона/планшета осуществляется за счет считывания QR-кода — без логина и пароля. Но еще более шустрая система, с NFC, пока еще обходит камеры Olympus стороной.

Самая большая модернизация в E-M10 Mark III по сравнению с его предшественником является добавление 4K-видео со скоростью до 30p, с потоком до 102 Мб/с. HD видео также доступно. Есть Slow Motion видео с частотой 120 кадров в секунду. При этом через меню можно задавать частоту кадров (50/25/24) и степень сжатия (SF/F/N). Но камера по-прежнему не имеет микрофонного входа и выхода на наушники, что автоматически лишает ее профессионального применения. Но для любительского видео ее возможностей, особенно в сочетании с потрясающим стабилизатором, хватит с головой.

Сенсор остался без изменений- это Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2) разрешением 16 мегапикселей. Небольшим недостатком сенсора можно назвать высокий нижний порог светочувствительности, характерный для Micro Four Thirds - ISO 200 с возможностью искусственного расширения до ISO 100. По работе на высоких ISO сенсор также не относится к числу лидеров - рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600, выше шумы уже становятся навязчивыми, необходимо их давить. Но за счет стабилизатора сильно падает необходимость снимать на завышенных ISO. А вот процессор - нового поколения TruPic VIII, которые обеспечивает работу улучшений в камере.

Оснащение камеры отметим встроенную вспышку с ведущим числом 5,8, порты Mini USB и HDMI и слот для карт памяти SD, SDHC и SDXC. Без подзарядки можно сделать всего 330 снимков.

Резюме

Olympus OM-D E-M10 III - косметическое обновление одной из самых сбалансированных беззеркалок на рынке. Mark III производит впечатление достаточно мощного фотоинструмента с богатой функциональностью и дружественным интерфейсом. Прекрасная камера для фотолюбителя.

Компактная и лёгкая камера в рестростиле с возможностью записи 4K-видео, матричной стабилизацией, большим видоискателем, сенсорным наклонным дисплеем… и всё это за вполне разумную стоимость. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будем искать недостатки, ведь без них не бывает. В любом случае, если сравнивать исключительно по характеристики, то многие конкуренты меркнут на фоне Olympus OM-D E-M10 Mark III. По сути, единственным прямым конкурентом со схожей стоимостью, массогабаритными показателями и функциональностью является только Panasonic Lumix DMC-GX85. Sony ILCE-6300 – дороже, не имеет матричной стабилизации и сенсорного дисплея, по многим параметрам схож, но дороже уже значительно. Где-то рядом ещё Fujifilm X-E3, но у него нет встроенной стабилизации, а цена гораздо выше. Разумеется, более дорогие конкуренты нацелены на опытного фотографа, тогда как целевая аудитория тестируемой камеры – это любители и начинающие.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 16,1 Мп
Всего пикселей 17,2 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 4608*3456
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 3840×2160 (4K), 1920×1080, 1280×720
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/4000 - 60 сек
Электронный затвор: 1/16000 - 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1/3 ступеней)
Вспышка Есть (GN 8,2 при ISO 200)
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек
Носитель данных SD (SDHC/SDXC/UHS-I/UHS-II)
Разъёмы HDMI Type-D, USB Type-B (microUSB)
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS‑50 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 121,5*83,6*49,5
Вес, г 410 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Olympus со времён модели PEN E-P1 активно использует ретродизайн в оформлении своих камер. Изначально в данной стилистике выполнялись все модели, но с появлением премиальной линейки OM-D чистая классика осталась только за ней. Конечно, нотки ретро есть и в камерах современных моделей серии PEN, но и надпись «Since 1959» на их корпусе уже не смотрелась бы.





Новинка заключена в пластиковый корпус с небольшими алюминиевыми вставками. На первый взгляд премиальная серия и отсутствие в конструкции магниевых сплавов – это моветон. Но не будем забывать о стоимости камеры, которая уже в нашей рознице составляет около 800 долларов, т.е. соизмерима с такими любительскими аппаратами как, например, . Премиальных материалов нет, но всё равно камера выглядит отлично, да и качество сборки высокое. Кроме того, при работе с камерой на морозе пластиковый корпус гораздо удобнее и приятнее в работе, чем металлический. Из особенностей новинки стоит отметить чуть увеличившуюся рукоятку, которая облегчает работу с камерой одной рукой.

Спереди находится байонет объектива и светодиодная подсветка автофокуса. Сзади правее наклонного дисплея установлены клавиши блокировки экспозиции/фокусировки, входа в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, перехода в режим просмотра, а также круглый многофункциональный 4-позиционный манипулятор с клавишей ввода по центру.

Сверху по центру установлена подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, а также пара микрофонов. Левее вспышки находится рычажок включения, который также является замком подъёмной вспышки, и клавиша вывода меню режима. В правой части установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиши цифровой трансфокации и видеозаписи, а также пара дисков управления, в один из которых интегрирована клавиша спуска затвора.

Дисплей точно такой же, как и у предшественника – наклонный, сенсорный, с разрешением 1040 тыс. точек. Конечно, сейчас на рынке доступны камеры с гораздо большим разрешением дисплея, но все они значительно дороже нашего подопытного. Дисплей обладает большими углами обзора, поэтому визировать изображение легко даже при взгляде под острым углом. Яркость белого при стандартных настройках составляет 336,5 кд/кв.м, а если выкрутить яркость подсветки до максимального значения – 822,51 кд/кв.м, при этом яркость чёрного поля составляет 1,07 кд/кв.м. В общем, работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей.

А вот сенсорное управление камерах Olympus оставляет желать лучшего. Оно есть, но его как бы и нет, особенно если сравнивать с главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GX85. Управлять основным меню при помощи сенсорного дисплея нельзя, быстрое меню тоже доступно только при помощи физических клавиш, множественные касания не поддерживаются, поэтому масштабировать отснятый материал приходится через вызов сенсорного ползунка. Хорошо хоть жесты пролистывания фото поддерживаются. Из плюсов сенсорного дисплея можно отметить возможность плавного управления выдержкой, трансфокатором, диафрагмой и уровнем звука в режиме видеозаписи, а также возможность выбора точки фокусировки при визировании изображения через видоискателя. А ведь Olympus была пионером внедрения сенсорного управления в беззеркальных камерах, поэтому от каждой новинки ждёшь в этой области значительного прогресса, а его всё нет. И не стоит забывать, что камера в первую очередь ориентирована на новичков, некоторые из которых, возможно, кнопочного мобильника никогда не видели.

Меню предшествующих моделей OM-D E-M10 было чрезвычайно схоже с пользовательским интерфейсом старших камер премиальной линейки Olympus. В новинке меню значительно упростили. Кроме того, был добавлен «расширенный режим съёмки», который будет особо полезен именно начинающим фотографам. Дабы не утомлять описанием интерфейса, ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Все необычные режимы работы камеры вынесены в отдельный «Расширенный режим съёмок», переход к которому осуществляется при переводе диска выбора режимов работы в положение «AP». Тут находятся режимы съёмки с длительной выдержкой, мультиэкспозиции, HDR, беззвучный режим (электронный затвор), панорамная съёмка, режим коррекции трапециевидных искажений, а также режимы брекетинга экспозиции и брекетинга фокусировки. Последний режим особо оценят любители различной мелкой «предметки». Примечательно, что все перечисленные режимы не являются полностью автоматическим, и пользователь волен вводить массу коррекций в настройки, в том числе доступна съёмка в RAW. К слову, в режиме HDR съёмка в RAW тоже возможна, но только при выборе RAW+JPEG, тогда как съёмка исключительно в RAW в данном режиме невозможна.

Коррекция трапециевидных искажений в меню камеры



Как и все конкуренты, тестируемая камера оборудована модулем WiFi. Модулей Bluetooth и NFC нет. Впрочем, и без NFC настройка производится довольно быстро – достаточно установить на смартфона приложение Olympus Image Share и сфотографировать QR-код на экране фотоаппарата. При беспроводном соединении возможен просмотр отснятого материала и его пересылка на смартфон. Разумеется, предусмотрено и удалённое управление, причём поддерживается не только фото, но и видеосъёмка. Но в случае видеозаписи разрешение не может превышать 1920*1080 точек, качество понижается битрейт (до режима качества «Fine»), скорость потока – до 30 кадров в секунду. Во время удалённого управления задержка на экране смартфона практически незаметна. При удалённом управлении возможна настройка длительности выдержки, раскрытия диафрагмы, чувствительности, баланса белого, а также управление трансфокацией (при условии использования объектива с электрическим приводом) причём как в режиме фото, так и в режиме видеосъёмки.

Камера в работе

Длительность подготовки камеры к работе зависит от типа установленного объектива. С комплектным объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 первый снимок можно сделать лишь через 1,17 секунды после включения питания. Но тут нужно учесть, что объективу с моторизированным приводом требуется время для выхода в рабочее положение. При установке обычных объективов первый снимок можно сделать через 0,51 секунды после поворота рычажка питания. Далеко не рекорд, но неплохо.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,6 кадров в секунду, что подтвердилось во время измерений, причём камера вытягивает заявленную скорость как при использовании формата JPEG, так и при использовании RAW. Примечательно, что даже при активировании программных обработок либо шумоподавления скорость серийной съёмки не снижается, а это дорого стоит. В первую очередь это заслуга мощного 4-ядерного процессора TruePic VIII (стоит отметить, что во флагманской камере OM-D E-M1 Mark II используется пара таких же процессоров). При съёмке в RAW камера способна отснять серию на максимальной скорости длительностью 22 кадра, а при съёмке в JPEG – до заполнения карты памяти. Но для таких результатов придётся раскошелиться на карту памяти SD UHS-II, потому как при использовании даже самых быстрых карт SD UHS-I длительность серии составляет 10 кадров в RAW и 21 кадр в JPEG.

Автофокус в камере работает только в контрастном режиме, тогда как многие беззеркалки благодаря встроенным в матрицу фазовым датчикам способны работать в гибридном режиме. В камере предусмотрены разнообразные режимы выбора зон, в том числе имеется возможность выбора перемещением пальца по экрану при визировании через видоискатель, что весьма удобно. При и использовании комплектного объектива M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 камера смогла навестись на тестовом шаблоне за 0,36 секунды. Это неплохой результат, ведь, например, побывавший у нас на тестировании смог сфокусироваться только за 0,46 секунды. Но в тоже время нельзя не отметить, что камера зеркального типа в режиме Live View смогла сфокусироваться за 0,09 секунды. В плане чувствительности автофокуса ничего сверхъестественного – при тестировании камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,52 лк, что приблизительно соответствует уровню -2 EV. Тут современные камеры Panasonic впереди, ведь зачастую легко справляются с заданием при освещённости -4 EV, а в такой темноте даже глаза уже не помощник.

При ручном управлении зону фокусировки можно увеличить в 3, 5, 7, 10 и 14 крат, что позволяет производить наведение на объект съёмки даже в самых сложных условиях. Кроме того, имеется функция «фокус пикинга» с возможностью выбора одного из 4 цветов подсветки граней резкости. Данная функция будет полезна не только любителям мануальной оптики, но и для фанатов макро и предметной съёмки. Стоит отметить, что на беззеркалки Olympus через переходник без проблем устанавливается огромный набор советской дешёвой оптики, в том числе под байонет М39 для дальномерных камер (в случае использования объективов под M39 на камерах зеркального типа возможна только макросъёмка), которые на барахолках стоят вообще сущие копейки (2-5 долларов).

Установка экспопары возможна в режимах PASM, что является стандартом для подавляющего большинства системных камер. Зато в настройках режима работы экспозамера кроме стандартного трио (матричный, центрально-взвешенный, точечный) предусмотрены режимы «зона света» и «зона тени», которые являются фирменными особенностями камер Olympus. Кроме того, имеется возможность раздельной регулировки светлых, средних и тёмных тонов, что позволяет публиковать снимок без последующей обработки и даже без необходимости съёмки в RAW (разумеется, если требуется срочная публикация через смартфон). Экспозамер оказался довольно точным, и при тестировании ошибка экспозамера составила всего -0,1 EV, что практически невозможно заметить без сравнения с эталонным изображением.

По количеству настроек баланса белого тестируемая камера не уступает гораздо боле дорогим фотоаппаратам. Разумеется, предусмотрен набор пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка), автоматический режим с возможностью активирования функции сохранения тёплых тонов, а также ручной ввод цветовой температуры. В ручном режиме имеется 4 ячейки для хранения настроек, что в сравнительно недорогих камерах встречается нечасто.

Шумы

Максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне - ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 100.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Как видно на графике, при съёмке в JPEG, начиная с чувствительности ISO800 активируются алгоритмы скрытого шумоподавления. Нельзя сказать, что шумоподавление уж слишком активное, но при максимальном значении чувствительности разница достигает 5,7 дБ, а это практически двукратная отличие в уровне шумов.

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 4 EV при тестировании по методике CIPA. Эффективность не самая впечатляющая, ведь для Olympus OM-D E-M1 Mark II заявлен выигрыш до 5,5 ступеней. Но неожиданно подопытный показал даже лучший результат. Возможно это связано с меньшим весом камеры, из-за чего руки меньше устают. Но даже без сравнения с флагманом результат кажется невероятным – 10 кадров из 10 чёткие уже при выдержке 1/6 секунды. В общем, компания Olympus в очередной раз доказала, что её стабилизаторы в режиме фото лучшие. На самом деле, затаив дыхание и замерев как истукан, можно получить кадр без смазывания при съёмке с рук на выдержках в несколько секунд, но подразумевает обычное использование камеры.

Вспышка

Вспышка в камере не особо мощная – ведущее число всего 8,2 при ISO200. Использовать её можно разве что для беспроводного «поджига» вспышек при синхронизации по световому каналу. Но зато настроек как для такой бюджетной малютки довольно много. Кроме возможности выбора режимов (синхронизация по первой или второй шторке, режим коррекции эффекта «красных глаз») предусмотрен делитель мощности (1/1,3…1/64). Разумеется, при использовании встроенной вспышки наличие делителя не актуально, а вот при установке накамерных спидлайтов – это уже плюс, ведь можно производить настройку, не используя меню внешней вспышки. Также предусмотрена функция настройки длительности скорости синхронизации, причём минимальная составляет 1/250 с, тогда как у главного конкурента – 1/160 секунды.

Тут также стоит отметить, что китайские производители уже освоили не только мануальные, но и TTL-вспышки для Olympus. У той же Godox есть отличное решение с ведущим числом 60 при ISO100, поворотной головой и встроенным модулем синхронизации по радиоканалу, причём всего за 110 долларов. Конечно, для флагмана это не актуальное предложение, но для сравнительно недорогой камеры – это отличное решение, которого ещё пару лет назад под систему Olympus просто не существовало, что заставляло многих потенциальных покупателей бюджетных камер смотреть в сторону системы Canon (у бюджетных Nikon почему-то до сих пор при работе с внешней вспышкой функциональность существенно урезана), под которую китайские TTL-вспышки появились уже достаточно давно.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Сравнительно недорогой фотоаппарат с множеством бонусов вроде матричной стабилизации, которая работает в том числе и в режиме видеосъёмки, вдобавок ко всему ещё умеет записывать 4K-ролики. Но чуда ожидать не стоит – что в режиме FullHD, что в режиме 4K представление цвета только 8-битное, а цветовая субдискретизация 4:2:0. Но зато есть возможность записи в режиме 1080/60p. Разъёмов подключения микрофона и наушников нет. Для записи качественного звука можно воспользоваться внешним HDMI-рекордером либо диктофоном. Тайм-коды, камера, разумеется, не поддерживает, но синхронизировать звук при последующей обработке видео можно банальным хлопком в ладоши вместо “киношной” хлопушки-нумератора. В общем, выкрутится можно. Примечательно, что режим «фокус пикинг» при видеосъёмке работает. Неопытным операторам можно полностью довериться автоматической фокусировке, ведь она работает корректно и незаметно, что приятно радует. Стабилизатор в режиме видеосъёмки безошибочно определяет режим панорамирования, поэтому никаких рывков при вертикальной и горизонтальной проводке не проявляется. Да и вообще стабилизатор работает образцово.

Пример видеозаписи 4K (3840*2160 точек)

Пример видеозаписи 1080/60p

Пример видеозаписи 1080/30p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 ёмкостью 8,7 Вт*ч, то есть такой же, как и у предшествующей модели. Длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA выросла с 320 до 330 кадров. Вероятнее всего новый процессор оказался немного экономичнее, ведь мощность встроенной вспышки, дисплей и аккумулятор, которые напрямую влияют на длительность автономной работы, остались неизменными. При обычном повседневном использовании аккумулятора хватает на 350-400 кадров. Если же не забывать выключать камеру, то на полтысячи можно рассчитывать смело, что является очень хорошим результатом для компактной беззеркалки. Но всё же камеры зеркального типа тут далеко впереди. Зарядка аккумулятора от USB-шины/зарядки не поддерживается, поэтому пополнить заряд от мобильного аккумулятора можно только при помощи разнообразных китайских переходников, что не слишком удобно.

Заключение

Камера понравилась, причём очень. Конечно, без недостатков не обошлось, но даже у флагманских камер их предостаточно. Olympus OM-D E-M10 Mark III – это замечательный мобильный и, что важно, многофункциональный инструмент за разумную стоимость. Он невелик и лёгок, поэтому прекрасно подходит для стрит-фото. Благодаря великолепному 5-осевому стабилизатору он способен делать кадры без смазывания на огромных выдержках в несколько секунд, что позволяет использовать минимальные ISO даже ночью. То есть в условиях слабой освещённости получать уровень шумов и динамический диапазон соизмеримый с дорогущими флагманскими зеркалками, которые в таких условиях просто вынуждены использовать высокие значения чувствительности. Функция брекетинга фокусировки позволяет использовать камеру для предметной и макросъёмки. Кроме того, камера способна записывать 4K-видео неплохого качества. Вдобавок к этому имеется видоискатель и наклонный сенсорный дисплей, что добавляет удобства. В общем, полный набор за цену бюджетной зеркалки.

Минусы:
– материалы корпуса на премиальную серию не тянут (но зато пластиковый корпус на морозе удобнее);
– нет разъёмов под микрофон и наушники;
– слабо развита система сенсорного управления;
– чувствительность автофокуса ниже, чем у главного конкурента из лагеря Panasonic;
– нет возможности зарядки аккумулятора от USB-шины/зарядки;
Плюсы:
– дизайн и эргономика;
– малый вес;
– поддержка карт формата SD UHS-II;
– Возможность сенсорного выбора точки фокусировки при визировании через видоискатель;
– функция брекетинга фокусировки;
– функция удалённого управления с возможностью съёмки видео;
– великолепный 5-осный стабилизатор;
– поддержка записи 4К-видео;
– длительность автономной работы (в сравнении с основным конкурентом).

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ФЛАГМАНОМ OLYMPUS




Сразу озвучим один момент: эта статья - не полноценный тест нового флагмана Olympus, хотя на презентации, предварительном анонсе для прессы, мне удалось сделать пару сотен кадров, и почувствовать, на что эта «малышка» способна.

Официально камера была анонсирована 10 сентября, первые побликации в Рунете появились сразу. Вернее, не публикации (в моем понимании), а чуть переделанные официальные материалы и микроанализ в придачу. Но как бы ни было, наконец, была названа цена Olympus OM-D E-M1. И на это читатели живо откликнулись примерно в таком тоне: «Да лучше я себе за эти деньги пару зеркалок куплю и “рыксу” (то есть Sony RX100)» .

При всем уважении к мнению читателей и писателей, логика «да лучше я себе три Ford Focus куплю, чем Mercedes E 200 Coupe» - не совсем верна и не для всех подходит. Да, цена Olympus OM-D E-M1 поначалу удивляет - это примерно 60 000 рублей за «тушку» и примерно 90 000 за «кит» с объективом M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro.

Дорого? Пока не будем говорить о камере, просто сравните цены объективов M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro и, допустим, Canon EF-S 17-55 f/2.8 IS USM. Учтите, что Zuiko намного легче и компактне, и по широкому углу круче - после пересчета по кроп-фактору окажется, что объектив Olympus дает диапазон фокусных расстояний 24-80 мм, а Canon - 27-88 мм (при установке на полукадровую зеркалку, разумеется). Хорошая техника стоит дорого.

Характеристики

Основные
Матрица CMOS, Four Thirds (17,3 × 13 мм).
Разрешение 16,3 млн. эффективных пикселей, максимальное разрешение 4608 × 3456.
Стабилизатор изображения Оптический, пятиосевой, с перемещением матрицы.
Светочувствительность ISO 100-25 600
Объектив сменная оптика
Режимы съемки «Программный», «Авто», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», «Ручной», «От руки», «Время», «i-Auto», «Сюжетные программы», «Художественные фильтры», «Фото история».
Управление экспозицией Многосегментный TTL-замер в 324 зонах. Режимы: ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень.
Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.2), RAW (формат ORF, 12 бит), RAW + JPEG, MPO (3D).
Видео Видеозапись Full HD 30 fps в форматах MOV(MPEG-4AVC / H.264), AVI (Motion JPEG) со стереозвуком, с возможностью делать снимки во время записи.
Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC.
Экран LCD 3 дюйма, 1 037 000 точек, поворотный.
Разъемы Micro-HDMI, комбинированный USB и видео (NTSC, PAL), гнездо для микрофона - mini-jack 3,5 мм, аксессуарный порт, синхронизация с внешним светом.
Серийная съемка До 10 кадров/сек до 50 кадров RAW в серии (до заполнения карты памяти при съемке в формете JPEG).
Источник питания Литий-ионная батарея (прибл. 330 кадров, 50% с Live View).
Размеры, вес 130,4×93,5×63,1 мм; 497 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные
Вспышка Съемная, устанавливается в «горячий башмак», ведущее число 10 (ISO 200).
Диапазон выдержки 1/8000 - 60 сек.
Видоискатель Электронный, 2 360 000 пикселей, поле зрения 100%,
максим. увеличение - 1,48.
GPS Нет
Беспроводные соединения Bluetooth, WiFi.
Защита Морозостойкость - до -10 °С, влагозащищенность, пылезащищенность.
Подсветка автофокуса Да.
Брекетинг По экспозиции, по чувствительности, по балансу белого.
Формат изображения 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4

Четыре трети

А перед тем как говорить о камере, придет немного окунуться в историю, сделать небольшой экскурс. Может, больше чем экскурс, в Рунете я не нашел внятной информации по Four Thirds System, если кто поделится ссылкой, буду благодарен. А то, что мне встретилось, отличается либо крайне узким взглядом (трактуется, как стандарт крепления объективов для цифровых зеркальных фотокамер, созданный фирмами Olympus и Kodak), либо повторяет официальные материалы Olympus и Panasonic, не вычищая из них начинки явно рекламного характера.

На самом деле Four Thirds System - гораздо больше, чем стандарт крепления объективов с тремя лепестками на байонете и 9 сигнальными контактами. Это во многом успешная попытка создать общий, открытый для всех производителей стандарт построения по-настоящему цифровых камер. Почему «по-настоящему цифровых»? Логика Olympus в 2002 году была следующая:

  • Существующие цифровые зеркалки не являются по-настоящему цифровыми. Это «переделанные пленочные» камеры, которые тянут за собой многие «грехи» развития пленочной фототехники. Полнокадровый 35-мм сенсор не является оптимальным для «цифры» - слишком дороги матрицы такого размера, слишком крупную оптику приходится ставить на зеркалки.
  • Если сделать стандартным другой сенсор, меньшего размера, можно избавиться от множества сложностей, которые возникают при конструировании оптики и камер. Можно добиться лучших характеристик при меньших размерах.
  • И, наконец, хватит продолжать необъявленную войну стандартов, когда каждый производитель привязывает к себе пользователя фирменными объективами и вспышками. Пусть стандарт будет единым, а оптика и некоторые аксессуары - взаимозаменяемыми. Тогда парк объективов увеличится в разы, пользователю не придется ломать голову, куда девать оптику, если вдруг он решил сменить марку фотокамеры.

Рабочее пространство беззеркальных камер Micro Four Thirds вдвое уже,
чем у зеркалок Four Thirds. Это позволяет при прочих
равных (размер сенсора, прежде всего) делать
более компактные и легкие камеры.


Логика, безусловно, сильная. Но, как сразу заметили эксперты после анонса Four Thirds System на выставках 2002 года (в Европе это были Cebit и Photokina), - Canon и Nikon за вами не пойдут. Они не согласятся с ведущей ролью Olympus в создании единого стандарта. И, кроме того, у них могут быть свои соображения по поводу оптимального размера сенсора.

Разумеется, Canon и Nikon не пошли. И Pentax с Minolta тоже. Но стандарт полностью или частично был поддержан фирмами Fujifilm, Kodak, Leica, Panasonic, Sanyo, Sigma, Tamron. И все же этот альянс не создал ни одной по-настоящему популярной, очень распространенной камеры. Конечно, появлялись удачные модели: если не забираться в глубь веков и в очень дорогую технику для профи, можно назвать Olympus E-420, E-620, но они не завоевали рынок и даже не потрясли его (как в свое время сделали «псевдозеркалка» Olympus E-10 и первые зеркалки для широкого круга фотолюбителей Canon 300D, Canon 10D, Nikon D70). Panasonic, после двух не слишком удачных запусков Lumix DMC-L1 в 2006 году и Lumix DMC-L10 в 2007, прекратил опыты с зеркальными камерами.

Но ведущие производители просто так не сдаются. И в сентябре 2008 года Panasonic отыгрался, выпустив «бомбу» Lumix DMC-G1, первую камеру типа MILC (mirrorless interchangeable-lens camera, беззеркальная камера со сменной оптикой) стандарта Micro Four Thirds. Пожалуй, с нее начинается эпоха «беззеркалок», поскольку ее предшественники Epson R-D1 (2004 год) и Leica M8 (2006 год) были, скорее, имиджевыми моделями и не завоевали широкий рынок. И вместе с Lumix DMC-G1 на арену выходит дитя сотрудничества Olympus и Panasonic - стандарт Micro Four Thirds, нацеленный на укороченное рабочее пространство камеры (без зеркала). При этом параметры сенсора остаются прежними, как у «большой» Four Thirds System - матрица с размерами рабочей части 17,3 × 13 мм (диагональ 21,6 мм), соотношение сторон - 4:3, кроп-фактор - 2,0.

Плюсы и минусы

После выхода Panasonic Lumix DMC-G1, пока остальные производители размышляли о целесообразности выхода на рынок беззеркалок, время шло. Нельзя сказать, что при этом время работало только на создателей системы Micro Four Thirds. Ведь пионеры, с одной стороны, захватывают рубежи, а с другой, позволяют конкурентам трезво оценить, какие ошибки сделаны впопыхах (не все можно предусмотреть в лабораториях), и выйти на рынок со своими системами и стратегиями.

Даже первая беззеркалка Olympus, модель PEN E-P1, вышла почти год спустя, в июне 2009. И тогда фотолюбителям стало понятно, что беззеркалки - это всерьез и надолго. Производители поняли это намного раньше. Следом за Olympus подтягивается Samsung - модель NX10, январь 2010. Потом, в мае 2010 Sony выпускает модель NEX-5. Следующая «ласточка» - Pentax Q, июнь 2011. Nikon поспевает к октябрю 2011 с моделью Nikon 1 J1. Затем в марте 2012 - Fujifilm X-Pro1. И лишь последним на рынок выходи «тяжеловес» Canon, в июне 2012 с моделью Canon EOS M.

Мы едва ли сможем в одной статье рассмотреть плюсы и минусы всех беззеркальных систем. Давайте остановимся на моделях из клана Micro Four Thirds, тем более что проблемы и достижения у всех производителей сходные. К плюсам, безусловно, можно отнести:

Теперь, после краткой подготовки, можно трезво судить о том, что собой представляет модель Olympus OM-D E-M1, анонсированная совсем недавно, 10 сентября этого года. Начнем с официального позиционирования: «Модель обладает более компактным размером, чем основные конкуренты, и является идеальной камерой для съемки в поездках, ее можно постоянно носить с собой, в отличие от громоздких зеркалок. Новинка сочетает портативность формата Micro Four Thirds и превосходное качество изображения DSLR камер» . Насколько это соответствует действительности, мы мы будем разбираться по ходу статьи. А пока зафиксируем очевидые детали:

Над дизайном создателям OM-D E-M1 пришлось немало потрудиться. Цель при этом была, чтобы беззеркальная камера напоминала зеркалку. Но при этом создавала свой образ - полноценной замены зеркальной камеры.

На этой фотографии толком не видно, но у E-M1 нет встроенной вспышки. Небольшую вспышку, подобие встроенной, можно монтировать в «горячий башмак».

OM-D E-M1, действительно, напоминает зеркалку не только по виду, но и по ощущениям. При существенном уменьшении размеров (по сравнению с зеркалкой) удалось сохранить относительно крупные элементы управления. Они, конечно, меньше, чем у большинства зеркалок, но не вызывают дискомфорта. К ним быстро привыкаешь.

На презентации для теста камеры отводилось лишь 10 минут, за это время к управлению можно приспособиться. Но чтобы тест получился более-менее разумным, пришлось брать дополнительные 10 минут несколько раз.

Немного не укладывается в голове, что некрупная камера может дополняться батарейной рукояткой - как большая зеркалка. Но, видно, к этому придется привыкать. Даже при нейтральной позиции невольно признаешь, что OM-D E-M1 создает новые стандарты.
Экран OM-D E-M1 традиционный для продвинутых компактов и беззеркалок Olympus - откидной. Его можно поднять вверх, можно опустить вниз. Это конечно, не откидной поворотный, как у некоторых фотокамер (и практически всех видеокамер), но и такой экран дает немалые возможности для выбора нестандартного ракурса.

Технологии

Заявления о том, что Olympus OM-D E-M1 претендует на звание «ничуть не хуже зеркалки, даже лучше» не были голословными. Это стало возможно, благодаря целому «букету» новых технологий. Самая первая из них - дизайн и эргономика.

Казалось бы, говоря о технологиях, не совсем логично касаться размеров и эргономики, но подумайте сами, сколько исследований нужно провести, чтобы разработать корпус новой камеры и добиться удобного расположения элементов управления? Это, скорее всего, меньше, чем при разработке малошумящих матриц или «процессоров следующего поколения», но все же очень большая работа. И, что приятно, она принесла результаты - камера, действительно, создает впечатление «очень серьезной», несмотря на то, что она гораздо меньше средней зеркалки. При этом органы управления удобны даже для большой руки - по словам Евгения Уварова (моя рука средняя, не слишком крупная).

Создатели Olympus OM-D E-M1 потратили немало сил, чтобы камера производила
впечатление «как бы зеркалка, но гораздо компактнее зеркалки».
Любой человек, знакомый с современным производством,обладающий
поверхностными знаниями эргономики, это оценит.


Кстати, Olympus в последние годы активно развивает новые подходы к управлению фотокамерами. Недавно я тестировал компакт премиум-класса Olympus XZ-2 (статья появится в нашем разделе недели через две). Так вот, этот компакт мне пришлось изучать несколько дней, в нем есть нестандартные функции, которые сразу (интуитивно) не раскрываются, приходится заглядывать в руководство (что вообще случается нечасто, обычно с большей частью тестируемых камер все и так понятно).

Двойной автофокус. Фазовые детекторы обеспечивают скорость
фокусировки. При необходимости OM-D E-M1 может подключить
к ним контрастную фокусировку - для точности.


Следующий сильный шаг - «двойной» автофокус, комбинация возможностей матрицы и сенсоров фазового АФ. Фазовые сенсоры встроены в поле светочувствительной матрицы, а камера по характеру изображения выбирает режим наиболее быстрого автофокуса. При установке объективов Four Thirds используется только фазовый метод АФ. При установке объективов Micro Four Thirds камера выбирает - либо контрастный метод, либо комбинация фазового и контрастного.

Конечно, это не первая «ласточка». Фазовые датчики на матрице уже появились у Canon. Уже пару лет существует технология Fujifilm Hybrid Focus. Все новые технологии стараются максимально эффективно использовать возможности фазового и констрастного метода не только для скорости, но и для точности фокусировки. Olympus Dual AF при совместном использовании двух методов сначала запускает быстрый фазовый, а потом с помощью контрасного «докручивает» точность.

Датчики фазового автофокуса, встроенные в матрицу, появились
не только у Olympus. Canon и Fujifilm также производят
подобные CMOS-сенсоры. Интересно, насколько они
дороже обычных матриц?


Подход кажется очень здравым, насколько он лучше или хуже того, что предлагают конкуренты, сказать сложно. Не уверен, что это в принципе удастся проверить: пока будут накапливаться отзывы пользователей «мне удалось сфоткать муху в полете», технологии успеют перейти на следующий уровень. Фактом остается, что ведущие производители чуть раньше или чуть позже приходят к одним и тем же базовым решениям. А нюансы - они зависят от «школы», от многолетнего опыта, который у каждого производителя немалый. Скорее всего они идут примерно вровень. Если кому-то удастся сделать революционный скачок, рынок это обязательно заметит. Но пока раскладка сил на рынке остается относительно стабильной, ведь кроме чисто технических решений существуют и маркетинговые. И предпочтения фотолюбителей тоже не меняются ежесекундно.

Но вернемся к технологиям. Следующее, чем может гордиться Olympus OM-D E-M1 - электронный видоискатель. Это действительно сильная разработка, но чтобы прочувствовать всю ее силу, надо провести с камерой не один день.

Кроме внушительных размеров, высокого разрешения (более двух миллионов точек) и быстрых пикселей (время отклика - 29 мс), видоискатель OM-D E-M1 несет уникальные функции - он позволяет увидеть HDR-снимок до того, как сделан кадр . И вообще дает нам возможность «играть» с ключевыми параметрами кадра, прежде чем нажать на кнопку спуска. Мы можем, глядя в видоискатель, не пользуясь дисплеем, менять соотношение сторон, увеличение кадра, регулировать цвет и светотени.

Я не помню, чтобы про электронные видоискатели кто-то из фотографов говорил одобрительно. Пока количество точек не перевалило за миллион, и картинка безбожно мерцала, все вообще плевались и без отвращения в это «окошко» не заглядывали. Но сейчас, похоже, электронные видоискатели становятся более мощными инструментами, чем «глазки» зеркалок. В цифровой фотографии так и должно быть - ведь в теории от электроники фотограф может получить намного больше информации, чем от оптики. Но теория до недавнего времени сталкивалась с несовершенством электронных видоискателей. Похоже, что Olympus OM-D E-M1 станет «переломной» камерой, способной утвердить возможности электронных «глазков».

Поначалу новые возможности вызывают отторжение, мы не привыкли «править» фотографию в процессе съемки. Во время плотного «репортажа» это вообще невозможно, там времени хватает только на то, чтобы худо-бедно схватить кадр. А сама фотография вытягиваются из кадра потом, при обработке RAW: композиция, экспозиция, цвета… Но если у нас есть время, если мы занимаемся спокойной пейзажной съемкой? Почему не сделать фотографию во время съемки, а не в последующей обработке? Во время пейзажной съемки мы чувствуем атмосферу снимка непосредственно, намного ярче, чем потом, когда вытягиваем RAW.

Думаю, это тоже вопрос времени и привычки. Новые возможности Olympus OM-D E-M1 по цветовой коррекции во время съемки (технология Colour Creator) появились по многочисленным заявкам японских фотографов - именно так объяснили появление технологии на презентации. Я вполне допускаю, что некоторые японские фотографы работают в режиме on-line - когда кадр из камеры сразу поступает на страницы сайтов и полосы газет в авторской обработке. И заинтересованы, чтобы это было не только возможно, но и требовало минимум времени (для этого OM-D E-M1 можно законнектить со смартфоном по беспроводной связи). Просто у меня лично среди сотни знакомых фотографов, включая тех, кто работает, допустим, на Associated Press и время от времени получает Пулитцеровские премии (Александр Земляниченко), пока нет знакомых, обрабатывающих фото во время съемки. Но, вполне допускаю, что если появятся и утвердятся новые возможности, стандарты de facto, фотографы, ценящие каждую секунду своего времени, за такие возможности ухватятся.

Что такое 5 осей в трехмерном пространстве - сообразишь не сразу.
Кроме обычного 3D, еще две оси (точнее, два измерения) дают поворот
матрицы по или против движения часовой стрелки, а также ее наклон вперед-назад.
Итого получается 5D - как в «навороченных» кинотеатрах.


Следующий шаг Olympus - 5-осевая оптическая стабилизация. То есть матрица Olympus OM-D E-M1 может компенсировать тремор камеры по трем осям трехмерного пространства, а также компенсировать вращательные движения по оси «часовая стрелка - против часовой стрелки» и по оси наклона «вперед-назад». Результатом такого 5-мерного подхода является прибавка в 4 ступени EV, которую стабилизатор может подарить фотографу. Обычно эта цифра не превышает 3 ступеней. И если здесь Olympus, действительно, вырвался вперед, мы с удовольствием это подтвердим после тестирования камеры, у нас появилась неплохая методика.

И наконец, Olympus OM-D E-M1 обладает магниевым корпусом, повышенной влагостойкость, пыленепроницаемостью и морозостойкостью. «Модель OM-D E-M1 является лучшей камерой, гарантирующей превосходную работу при температуре до минус 10°C» . Все это замечательно, хотя пока в официальных материалах нет данных в чем измеряется морозостойкость, все подтверждается только фразой: «По результатам тестов Olympus». Обычно камеры неплохо держат низкую температуру, а вот аккумуляторы - нет, быстро садятся. Так что для начала было бы интересно узнать, насколько меньше камера сможет сделать снимков при минус десяти, чем при плюс десяти по Цельсию. Вообще вопросов много, но поскольку камера совершенно новая, ответы получить не так просто. Некоторые моменты, думаю, не изучены даже производителем.

Итоги

Думаю, мне удалось доказать, что Olympus OM-D E-M1 - неординарная камера. Возможно, она станет «знаковой», обеспечит себе особое место в истории фотографии. Для этого есть все предпосылки, а история - она во всем и со всеми разберется. Пока единственным минусом, который удалось вскрыть во время краткого знакомства и довольно продолжительного анализа - это цена камеры и оптики. Цена переводит Olympus OM-D E-M1 в разряд камер для энтузиастов и профессионалов.

Энтузиасты всегда найдутся. Правда, их будет не так много. Но люди готовы выстаивать огромные очереди, чтобы первыми купить какой-нибудь «пятый айфон». Или платить не слишком разумные деньги за право прогнать компьютерную игру на «особом релизе» видеокарты. Об этом пишут, об этом спорят. Что касается энтузиастов-фотолюбителей, они находятся в тени общественного интереса, но они есть.

Что касается профессионалов, позвольте напоследок рассказать серию маленьких историй. На вопрос «Что вы посоветуете начинающему фотографу?» один из метров фэшн-съемки (Марсио Мадейра) ответил: «Надо взвалить на себя двадцать килограмм фотоаппаратуры и побегать с ними лет двадцать. Тогда все получится само собой». Я время от времени наблюдаю, как московский фотограф Игорь Костромин «поигрывает» на корпоративных съемках двумя камерами, которые весят четыре килограмма каждая (с объективами, вспышками и батарейными блоками). Одна камера с телевиком, другая - с широкоугольником. Четыре килограмма - небольшой вес, если «поигрывать» им минут десять. Но попробуйте продержаться в плотной съемке несколько часов! Попробуйте отправиться в фотокомандировку с 20-килограмовым рюкзаком, как это делает Евгений Уваров. Правда, все перечисленные фотографы - большие, с весом от сотни килограмм. А когда видишь «тростинку», начинающую девочку-фотографа, сгибающуюся под рюкзаком, который весит чуть больше «тростинки», - это не для слабонервных, я плакалъ.

Все это к тому, что если со временем беззеркалки заменят зеркалки и рюкзак фотографа станет вдвое легче, многие люди скажут «Олимпусу» спасибо. И будет за что. Простите, что моя позиция по ходу написания статьи выстроилась «за производителя», а не «против». Но это позиция, а не просто слова.

Галерея

Эти не просто слова я постарался подтвердить кадрами. Их много, больше обычного, но, думаю, всем интересно посмотреть, как снимает новая камера такого класса. Поэтому семплы взяты вместе с полем Adobe Photoshop, так можно оценить качество экспозиции (по гистограмме) и увидеть, какой фрагмент кадра 4608 х 3456 взят в качестве иллюстрации (по навигатору).

Те же фотографии представлены в нетронутом виде - не кадрированном, и, естественно, без какой-либо коррекции. Единственную обработку, которую некоторые из них прошли, - это конвертация из RAW в JPG. Здесь мы воспользовались не фирменным конвертором Olympus, а недавно вышедшей версией адобовского плагина CameraRAW с поддержкой Olympus OM-D E-M1. Этот конвертор работает вполне добротно, а причина того, что мы не использовали фирменный, входящий в состав Olympus Viewer 3, причина проста - фирменный конвертер удаляет из снимка данные EXIF. Странно, но факт. Поэтому, чтобы не появилось недоверие читателей, семплы прошли адобовскую обработку.

Общее примечание к снимкам. Камера очень быстра и работает не хуже зеркалки класса Canon 7D или Nikon D300 (с более крутыми аппаратами, врать не буду, у меня нет большого опыта общения). Все достоинства Olympus OM-D E-M1 за время короткого теста, конечно, оценить не удалось, а явных проколов замечено не было. Разве что иногда «мажет» автофокус. Но он и у зеркалок иногда «мажет».

Что касается съемки на высокой чувствительности, единственно, о чем жалею - что не проверил, как камера снимает на ISO выше 16000 (думал, не справится). Но, согласитесь, камера, которая на ISO 16 000 выдает фото, а не «порно» - достойная камера.

При широко открытой диафрагме (F1,8 - F5,6) камера замечательно справляется с художественным размытием фона. Так что все видимые недостатки беззеркалок производителю удалось преодолеть. А оценить качество снимков вы сможете сами: цветопередачу, шумы, «пластику» изображения (знать бы, в чем она измеряется, но такая хараетеристика есть). Такие дела.

Галерея, часть 1
Галерея, часть 2